28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Режиссер – тоже Дон Кихот
Елена Владимирова
"Московские новости" ,
07.09.1999
Главный режиссер Национального театра имени Ивана Вазова Александр Морфов, которого несколько лет подряд в Болгарии называли лучшим режиссером года (к слову сказать, он ставил спектакли не только в Софии – и в Париже, Стокгольме, Македонии, Санкт-Петербурге), сейчас находится в Москве, где в театре Александра Калягина «Et Cetera» работает над спектаклем «Дон Кихот». В главной роли – руководитель театра Александр Калягин. Спонсор спектакля – Российское театральное агентство (продюсер Д.Смелянский). С Александром Морфовым беседует корреспондент «МН» Елена Владимирова. ––– Несколько лет назад вы уже ставили «Дон Кихота» в своем Национальном театре. Почему вы вновь решили обратиться к роману Сервантеса? ––– Первый раз я прочитал «Дон Кихота» еще в школе. Потом перечитывал его бессчетное множество раз, и каждый раз находил в нем что-то новое. Я могу сравнить этот роман с файлом, который ждет, что ты его откроешь заново. Конечно, у меня может что-то не получиться, но в своих намерениях я честен. Режиссер – тоже Дон Кихот. ––– Какова основная идея вашего спектакля? ––– Меня давно интересуют личности – мифы. К примеру, мы знаем, что улыбающийся человек с усами – это Энштейн. Знаем, что он связан с теорией относительности, но что он конкретно сделал, каково его место в физике и в мире, не задумываемся. Я пытаюсь бороться с таким поверхностным представлением. Мы привыкли, что Дон Кихот – высокий, худой, сумасшедший пожилой человек, который вообразил себя странствующим рыцарем. Я же считаю, что Дон Кихот – человек нормальный, мудрый и очень достойный. Он проделал длинный путь, чтобы осознать: кроме достоинства, ничего важного в мире нет. Дон Кихот и Санчо Панса – это одна личность. Каждый, кто родился Санчо Пансой, должен стать Дон Кихотом и наоборот, потому что количество храбрости и трусости в мире постоянно. Беккет счень точно сказал в «Ожидании Годо»: когда кто-то в одном месте перестает плакать, в другом месте кто-то плакать начинает. ––– Почему вы решили ставить своего «Дон Кихота» в театре «Et Cetera»? ––– Как-то я в очередной раз посмотрел фильм Никиты Михалкова «Неоконченная пьеса для механического пианино» и подумал, что Александр Калягин – тот человек, который смог бы воплотить моего Дон Кихота. Потом по счастливой случайности встретился с продюсером Давидом Смелянским, который познакомил меня с Александром Александровичем. Калягин загорелся этой идеей. Он сказал, что ему тысячу раз предлагали сыграть Санчо Пансу, но он всегда отказывался, ибо это лежит на поверхности. Так судьба привела меня в театр «Et Cetera». ––– Сценографию и эскизы костюмов к вашему спектаклю делает один из самых ярких театральных художников Эдуард Кочергин. Как складываются ваши отношения? ––– Я страшусь классиков. Они напоминают мне мраморную статую, спорить с которой трудно, потому я и боялся встречи с монументом по имени Кочергин. Но в нем не оказалось ни тени академизма. Я поражен, как человек такого уровня сохранил способность к мгновенной импровизации. Не знаю, каким будет спектакль, но точно могу сказать: то, что сделал Кочергин,– прекрасно. –––Отличаются ли болгарская и русская театральная школы? ––– В России школа психологического реализма на более высоком уровне, чем в Болгарии. Правда, очень часто это лишь имитация, но русские актеры лучше имитируют настоящий психологизм, чем болгарские. С другой стороны, игровое начало, у болгарских актеров очень часто остается пустым. Мне хочется спровоцировать у российских актеров игровую природу, а затем зарядить действие трагическим психологизмом. ––– Вы ставите Шекспира и Боккаччо, Сервантеса и Горького и очень редко наших современников. Почему вы отдаете предпочтение классике? ––– Современность – не самый мой любимый исторический период. В наши дни искусство пытаются превратить в товар. Я не хочу в этом участвовать. Не хочу копаться в мусоре. Мне не интересно ставить спектакль про бомжей, лучше найти волнующие меня проблемы в классическом произведении. Но иногда ставил и современников. Десять лет назад в маленьком провинциальном городе Смолян я сделал «Политическое кабаре», куда вошли тексты Брехта, Жванецкого, и других современных авторов и мои собственные. Однако начались гонения, и за этот спектакль нас выгнали из театра. Когда пришла демократия, мы показали эту работу в Софии и в других крупных городах. Он стал знаменем новой демократии. Лет восемь назад я осуществил немного сумасшедшую, странную реминисценцию из произведений Беккета, Ионеско и Мрожека. Это был смешной и трагический спектакль. Сейчас я сделал его новую версию – вне времени и национальностей. Когда мы едем куда-нибудь, то добавляем одного-двух актеров из той страны, где играем. ––– Вы любите смотреть свои спектакли? ––– Каждый раз это для меня страдание. Никогда не получается все так, как я хочу. Перед началом спектакля, пусть хоть он шел и сто раз, я обязательно провожу репетицию. Это единственный способ сохранить свежесть взаимоотношений с режиссером. ––– Вам важен аншлаг? ––– Конечно, важен. Театр существует для публики. В нем есть что-то сакральное. Я думаю, что и церковь никого не может перевоспитать, но когда ты приходишь туда и молишься, то можешь приблизиться к Богу. Я хочу, чтобы, входя в зал, люди чувствовали то же самое.