25.12.2024
Александр Калягин о премьерах театра "Et Cetera", работе артиста в театре и киноролях
Москва 24
28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Из жизни в театр переходя
Алена Карась
"Российская газета" ,
26.03.2010
Российская газета : Александр Александрович, все чаще резонансными становятся не театральные премьеры, а театральные скандалы. Такое ощущение, что и ситуация в театре Станиславского, и в Нижегородском ТЮЗе, где яркие личности ни к чему, проявляет один закон: игру на понижение художественного качества. Кажется, что это часть глубокого системного кризиса. Александр Калягин : Во-первых, я хочу поздравить своих коллег с Международным днем театра! Театр для нас - главное. И мы стараемся служить театру честно и преданно. Самое важное, чтобы все были здоровы, чтобы были счастливы, успешны, удачливы! А теперь о грустном. Проблем в театре с каждым днем становится все больше и больше. Но видны они только тем, кто внутри театра. А внешне все чудесно. Фестивалей множество, и наших российских, и международных. И призы, и премии, и награды! Но это как выставочная экспозиция, как красивый фасад, за которым все по-другому, совсем не празднично. В нашей будничной жизни много горьких слез и совсем мало веселья. Ситуация сложная, и нам самим без вмешательства власти не справиться. До сих пор не выработана разумная, пусть даже приблизительная политика развития театрального искусства. Например, в кино, я считаю, какие-то первые шаги уже сделаны - создан Фонд поддержки кинематографии и уже шесть российских кинокомпаний получат финансирование. Как это будет работать, еще неизвестно, но движение уже намечено.А в театре тишина! До театра нет никому дела. Нет вообще никакой стратегии развития театрального искусства в стране. А как следствие невнятной позиции мы имеем все то, что имеем - очевидный развал театрального дела в России. И, естественно, что проявляется он прежде всего в кадровых решениях, которые чаще всего ошибочны, потому что случайны. Вы говорите о назначении Галибина в Театр Станиславского, но этот театр лихорадит не первый год - за несколько лет, сколько здесь сменилось художественных руководителей, главных режиссеров? Мирзоев, Спивак, Ахрамкова - режиссеры очень разные. Кто проанализировал причины, по которым никто из них не задержался надолго? Вы не упомянули о прецеденте закрытия Челябинского театра "Манекен". В Челябинск выезжала конфликтная комиссия СТД РФ, встречалась с мэром города Михаилом Юревичем, который с большим сомнением спросил: "А театр что, нужен?" При таком отношении главы города к театру разве может здесь не возникнуть конфликт? Поэтому разгребать все эти ситуации нам приходится все время. И в Карелии были сложности с русским театром, встречались с министром культуры области, искали компромиссное решение. И в Нижний Новгород вылетала конфликтная комиссия СТД РФ. И здесь те же причины. Назначили директора, совершенно нового в театральном мире, не знакомого с его законами. Убежден, что театральный человек сумел бы занять правильную позицию, он бы знал, на каком языке надо разговаривать с артистами, какие определить приоритеты и т.д. А тут еще режиссер Симакин оказался не у дел, почему бы его снова не сделать художественным руководителем, хотя ведь это должно было быть известно, что при его руководстве нижегородский ТЮЗ работал серо, неинтересно. О ТЮЗе заговорили только когда туда пришел Кокорин. РГ : Союз театральных деятелей может что-то изменить? Калягин : Мы никого не назначаем, но мы в курсе театральной жизни страны и могли бы что-то подсказать. Это же все очень серьезно, почему не собрать "консилиум", чтобы принять правильное решение. Буквально на днях мы встречались с губернатором Нижегородской области В.П. Шанцевым, причем по его инициативе. Ему надо было услышать мнение членов конфликтной комиссии СТД РФ, понять отношение театральной общественности к воюющим сторонам, чтобы взвешенно проанализировать суть происходящего. Я думаю, что Валерий Павлинович примет правильное решение. И вот я спрашиваю себя: а если бы Нижегородскую область возглавлял другой губернатор, которому глубоко наплевать на театр? РГ : В этом году театры оказались один на один с пожарными. Здания старые, годами их никто не инспектировал. А тут взялись сразу за всех. На три месяца закрыли ярославский театр им. Волкова. Разочарованная публика, подорванная экономика, сорванные премьеры. Калягин : Если бы я был начальником, отвечающим за противопожарную безопасность, то поступил бы точно также. Особенно после трагедии в Перми. Страшно представить, если возникнет пожар во время спектакля, когда в театре полно зрителей. Директор театра обязан нести ответственность за противопожарную безопасность. Но другое дело, что в этой ситуации театр брошен. Кто подумал о том, где он будет работать в это время? Наконец откуда возьмутся деньги, чтобы осуществить все необходимые противопожарные меры? И заботить это должно не только руководство театра, но и руководство города, области, региона. И это тоже часть общей стратегии развития театрального искусства. Вот недавно мы поздравляли пензенский театр с новосельем - два года назад театр сгорел, но его построили! Быстро построили! А почему? Губернатор был озабочен тем, чтобы театр был восстановлен. А другой губернатор этим не озабочен, у него другие приоритеты, и театр здесь будет гибнуть. У нас не прописана ответственность руководителей - среди показателей эффективности нет ни одного показателя, связанного с культурой. Забота о театральной культуре области - это только личная инициатива губернатора, но не его обязанность по сегодняшнему законодательству. Судьба театра в результате зависит от воли человека, поставленного руководить городом, краем, областью, зависит от его желаний, понимания, пристрастий, но так не может быть. Я об этом не раз говорил... РГ : Многие деятели театра полагают, что уже через год-полтора театры выдавят в зону автономного учреждения, а там они вынуждены будут превратиться в чисто развлекательное искусство. Есть ли надежда на принятие закона о культуре? Можно ли осуществить театральную реформу? Какой она должна, на ваш взгляд, быть? Калягин : Мне кажется, все очень просто: старая система разрушена, а новая не выстроена. И это везде: в здравоохранении, образовании, и, конечно же, в культуре. "Модернизация" проходит болезненно, особенно в театральной области. Театры действительно пытаются "выдавить" в автономное учреждение. Хотя вы помните, как упорно СТД РФ боролся против разрушительного, оголтелого реформирования. Тогда мы добились того, что была принята редакция закона об автономных учреждениях с нашими поправками. И один из пунктов был как раз пункт о том, что театр сам принимает решение, становиться ему автономным учреждением или нет. Поэтому я не понимаю, как власти на местах могут насильственно переводить театры в зону автономного учреждения. Но то, что театр "выдавливают" в зону досуга, это, к сожалению, очевидно. Я давно писал и говорил о том, что театр выталкивают в сферу обслуживания, низводят его роль до обеспечения досуга населению. И связано это не с формой существования театра. Я думаю, что проблема в отсутствии культурного контекста, в котором должен существовать театр. Театр находится в социуме, пусть он трижды - Храм, но его прихожане и служители живут не в изоляции. Вокруг творится кошмар, не буду останавливаться на деталях, вы сами знаете, как мы все вместе катимся в бездну бескультурья. "Весь мир театр, но труппа никуда не годится", - зло пошутил Оскар Уайльд. Вот нужно, чтобы "вся труппа" была на уровне. Нужно поднимать уровень культуры в обществе, воспитывать культурного человека, создавать еще в детстве культурную среду. Общество, государство, власть должны понять: без культурного человека невозможны никакие инновации, модернизации, современные технологии. Я даже убежден, что коррупция будет развиваться не такими темпами в обществе, в котором культурный климат благоприятен. РГ : На последней Олимпиаде все вдруг обнаружили падение нашего спорта. Театр, музыка, балет - это искусства, требующие долгих систематических вложений. Не окажется ли совсем скоро, что и в области театра мы - банкроты? Калягин : А почему вы не говорите о том, как выступили наши паралимпийцы? Они меня просто потрясли, какие молодцы, вот у кого надо учиться! На каком преодолении эти люди живут, какая сила духа, какая сила воли! Вообще на преодолении наш российский человек многого добивается, есть эта привычка. Я думаю, что и у нашего театра есть эта сила преодоления, воля к выживанию, саморазвитию, самовозрождению. Театр вечен, как сама жизнь, его нельзя окончательно уничтожить. Да, он скатывается на ширпотреб, его выбрасывают в индустрию развлечений, но где-то в это же время делаются художественные открытия. Мне кажется, нам рано объявлять о своем банкротстве. В нашей стране до сих пор любят театр. Может быть, меньше стали читать, но в театр продолжают ходить. И нам нельзя обманывать зрителей. Мы должны дать им другую, новую пищу. Должны! Вопреки всем тем сложностям, о которых мы говорили весь этот час.