28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Давид Смелянский: «Театр – это искусство переливания крови»
Марина Обревко
Аргументы и факты Калининград ,
01.10.2005
Гость "АиФ-Калининград" - глава Российского государственного театрального агентства, один из главных вдохновителей фестиваля искусств "Балтийские сезоны" и человек, рядом с которым понимаешь, что такое мощная энергетика, Давид Смелянский(*). - Давид Яковлевич, поделитесь - из какого источника черпаете энергетику? - Я думаю, этот источник можно определить так: свершился очередной проект. И вот уже премьера, овации, актеры выхолят на поклон - в эти минуты испытываешь острое чувство счастья. Мне лично этого достаточно, чтобы потом на протяжении длительного времени испытывать драйв. Эти десять-пятнадцать минут • награда за многомесячный труд и некоторая компенсация того, что просыпаешься и засыпаешь с извечной мыслью о деньгах. - Продюсерство в России пока эксклюзив? - Россия вообще эксклюзивная страна. А классическое театральное продюсирование - оно ведь родом из России. Достаточно упомянуть о "Русских сезонax" Сергея Дягилева, который совершил художественный прорыв. Не случайно в Париже существует площадь Дягилева, которого почитает весь музыкально-театральный мир. Когда-то мне казалось, что западный опыт совершенно немыслимо перенести на российскую почву, ведь художественная культура неотделима от экономических процессов. А поскольку . наша экономика пытается вырулить на общемировое пространство, то постепенно структурно изменяется и художественный процесс. Тем не менее, сегодня все пока развивается не потому что, а вопреки. - Говоря по правде, «Балтийские сезоны» вызывают у меня достаточно противоречивые чувства. С одной стороны, замечательно, что провинциальный зритель видит лучшие спектакли репертуарного театра. С другой - местное искусство оказывается на обочине этого триумфа. - Знаете, театр - это искусство переливания крови. С этого тезиса мне хочется начать ответ на ваш вопрос. Как вы знаете, 2006 год - последний год проведения акций, связанных с празднованием 60-летия Калининградской области. Между тем Министерство культуры и Федеральное агентство по культуре и кинематографии передо мной поставили задачу создать здесь стационарный постоянно действующий театр. Однако деньги забиты в бюджет лишь до следующего года, потом уже не предусмотрены никакие вложения. Бизнес должен повернуться лицом к культуре области. Если не появятся три-четыре спонсора, будущего у этого начинания нет, как это ни прискорбно. Во-вторых, я убежден, что жителям Калининграда и области совершенно безразлично, свои или привозной спектакль идет на подмостках - им важно видеть качественный продукт. Пускай зритель смотрит и самостоятельно делает выводы, что такое хорошо и что такое плохо. - Ваше отношение к антрепризным постановкам, которые в изобилии дни привозятся в провинциальные города? Лично мне кажется, что происходит подмена понятий, когда провинциалов «заманивают" на звездные команды, подсовывая им при этом суррогат театра. - Знаете, так случилось, что на заре перестройки я был одним из первых продюсеров, сделавших на постсоветском пространстве антрепризный спектакль. Это была нашумевшая постановка Московского художественного театра "Игроки - 21", режиссировал которую Сергей Юрьевич Юрский. Собралась фантастическая команда - Евстигнеев, Тенякова, Саша Калягин, Леня Филатов, Гена Хазанов. У Хазанова в кабинете до сих пор па самом почетном месте висит фотография со всей этой славной командой. С тех пор прошло мною лет, как я не занимаюсь антрепризой, и вот почему: у каждого спектакля должен быть свой постоянный лом, актеру необходимо пристроиться к сценической площадке. А если на скорую руку выстраиваются убогие выгородки на стихийных площадках, АКТЕРЫ начинает так же и работать. Вот если бы можно было работать по схеме Запада, когда арендуется постоянное помещение и труппа периодически выступает на площадке в течение определенного времени, антреприза выглядела бы совсем иным образом. А что мы имеем сегодня, действительно, не выдерживает никакой критики - Вы известны как первооткрыватель звезд. - Я буду выглядеть нескромным, но сказанное соответствует истине. В качестве иллюстрации такая история: когда-то, лет 30 назад, я собирал бригаду для поездки на Братскую ГЭС. В кружке пантомимы в Питере нашел мальчика, который танцевал во время поездки белорусский и украинский танцы и исполнял дна пантомимических номера. Мы плыли по Ангаре и давали концерты, мальчик танцевал. Его звали Слава Полунин. Cейчас Слава - звезда мирового масштаба, в России его концерты редкость. Если он приедет в Калининград, это будет большая удача.