28.11.2024
Нар.арт.РФ Людмила Дмитриева - гость программы Татьяны Устиновой "Мой герой"
Телеканал "ТВЦ"
29.10.2024
Александр Калягин: Заставляйте себя делать добро!
Карлыгаш Нуралиева ,
Комсомольская правда (Казахстан)
23.10.2024
Здравствуйте, я ваш Калягин
Надежда Пляскина ,
Аргументы и факты (Казахстан)
15.10.2024
Александр Калягин: «Приемлю всё, кроме пошлости и скуки»
"Комсомольская правда" (Казахстан)
28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Александр Калягин: «Все на что-то жалуются»
Марина Мурзина
АИФ №21 ,
23.05.2012
Свой первый театр - маленький, домашний - он построил в 7 лет Потом, правда, по совету мамы пошёл в медицину, выучился на акушера, работал фельдшером на «скорой». И всё-таки вернулся к детской мечте о театре и кино, став одним из ярчайших артистов нашего времени. Мы буквально «растащили на цитаты» его донну Розу из «Здравствуйте, я ваша тётя!», кота Леопольда, Платонова из михалковской «Неоконченной пьесы...». Сегодня с кино у Калягина отношения не складываются - не хочет сниматься в откровенной халтуре. А человек он чрезвычайно занятой: Союз театральных деятелей, созданный им театр «Et Cetera», блестящие главные роли в нём. Даже на выставку «В главной роли Александр Калягин» в Театральный музей забежал буквально на полчаса. Фига в кармане «АиФ»: - Александр Александрович, у вас внятная общественная позиция - достаточно прочесть ваши открытые письма. А ведь Чехов предупреждал, что от власти художнику стоит обороняться, а не брататься, как сегодня, когда люди культуры уж очень порой активно «участвуют» в политике. А.К.: - Но Чехов имел в виду, что «большие писатели и художники должны заниматься политикой лишь настолько, поскольку нужно обороняться от неё». Смысл несколько иной, согласитесь: если есть возможность, лучше в политике не участвовать. В советское время, будучи простым артистом, я сидел в гримёрке и негодовал. Критиковал Олега Ефремова, удивлялся, что он ставит просоветские, плохие пьесы. Дома слушал радио «Свобода» и возмущался на кухне. Это было легко. Власть ненавидел, но про себя. И очень многие чувствовали то же самое. Это же советский театр изобрёл принцип в искусстве: фига в кармане. Мы старались играть подтекст, который чуткие зрители улавливали, и тогда мы вместе ликовали. Так что тогда «обороняться» от политики мне не надо было, это делал вместо меня Ефремов. Теперь, когда я возглавляю театр и тем более театральный союз, не могу «не участвовать» - не получается. «Обороняться» же приходится - от дурных законов, мешающих развитию театрального искусства, от того, что искусство финансируется по остаточному принципу, и т. д. И сам пытаюсь войти в диалог с властью, пишу письма губернаторам, когда надо что-то отстоять в провинции. Встречаюсь с первыми лицами государства, когда они меня допускают, и с радостью воспринимаю их решения, которые помогают театру и всем, кто в нём служит. Я думаю, что это нормальный диалог. «АиФ»: - В советские времена среди людей искусства были открыто всем довольные и подспудно недовольные (открыто недовольных объявляли диссидентами, сажали и высылали). А сегодня? А.К.: - Мне кажется, что в сегодняшней ситуации каждый считает своим долгом где-то «нарисоваться». «АиФ»: - «Пропиариться»… А.К.: - …то на одном митинге, то на другом, выступить на одной дискуссии, потом на следующей. Эту ситуацию прекрасно подметил ещё Салтыков-Щедрин: «Надо сказать правду, в России в наше время очень редко можно встретить довольного человека... Кого ни послушаешь, все на что-то негодуют, жалуются, вопиют. Один говорит, что слишком мало свобод дают, другой - что слишком много; один ропщет на то, что власть бездействует, другой - на то, что власть чересчур достаточно действует... третьи, наконец, участвуют во всех пакостях и, хохоча, приговаривают: ну где такое безобразие видано?! Даже расхитители казённого имущества - и те недовольны, что скоро нечего расхищать будет. И всякий требует лично для себя конституции…» Когда я процитировал это в одной из своих статей, мне казалось, до чего же сказано ко времени! Прошло четыре года, и выяснилось, что цитата стала ещё более актуальной. А что будет ещё через четыре года? Думать вместе «АиФ»: - Да так и будет: одни продолжат кричать о процветании, другие - о всеобщем кризисе. А ваше мнение как профессионала и как зрителя - театр наш в кризисе? А.К.: - Про то, что в театре кризис, я слышу не один десяток лет. Может, так происходит оттого, что театр - очень живой организм, чувствительный ко всем переменам времени, изменениям в обществе, потому он постоянно меняется. И каждую перемену в нём кто-то воспринимает как кризис, а кто-то - как «новые формы», как их поиск. То, что современный театр нуждается в реформировании, это ясно, и много раз об этом сказано, в том числе и мною. Но ведь каждый имеет своё представление о том, какие именно реформы нужны. «АиФ»: - И всё-таки «театр - в массы, а масса - в кассу». А.К.: - Конечно, мы все думаем о «кассе», никуда от этого не деться. Но глубокое заблуждение - считать, что зрителю нужны исключительно развлечения, легковесные бульварные комедии, ничего не дающие ни уму ни сердцу. Я чувствую, как зал слушает, когда у нас в театре идёт «Буря» Шекспира, поставленная нашим главным режиссёром Робертом Стуруа. А ведь это очень сложная постановка, наполненная серьёзнейшими грустными раздумьями о человеке. Но зрители отзываются на эту историю: кто-то зачарованно смотрит красивую, волшебную сказку, а кто-то проживает вместе с моим героем Просперо его историю, начинает задумываться. О чём? О природе ненависти и всепрощения. Наш русский театр не может существовать без сопереживания, сострадания, боли, и мне бы очень не хотелось, чтобы формальные приёмы, даже самые изощрённые, заменили на сцене живого человека. «АиФ»: - А искусство может что-то реально изменить в человеке? А.К.: - Когда Владимиру Набокову задали такой же примерно вопрос - оказывает ли искусство влияние на человека, - он ответил весьма лаконично: никакого. Не уверен, что он был абсолютно прав, хотя… Я бы сказал по-другому: без искусства человечество одичает, без него труднее оставаться человеком, бороться с самим собой, со своими низменными инстинктами. Но воздействие искусства - это процесс не сиюминутный: прочёл хорошую книгу - и сразу стал лучше. Это медленный процесс накопления - знаний, культуры, добрых чувств. «АиФ»: - А вы делите людей на умных и не очень, добрых и злых? А.К.: - Я не делю людей на группы, но всё подмечаю - в силу профессии и своего ироничного характера - просто умею наблюдать. У меня цепкий глаз и цепкая интуиция, а потому я вижу людей и могу, как мне кажется, распознать, кто умён, кто талантлив, кто добр. Это просто большой актёрский опыт, только и всего. Я с большой иронией отношусь и к себе. Я самоед, а потому награды и звания не могут меня успокоить, усыпить этот постоянный зуд, что не всё сделал или сделал не так, как надо. Отношусь с юмором к торжествам и поздравлениям. Иначе можно с ума сойти. Вот юбилей мой... Не думал, что доживу. Рад, что дожил. А всё, что сделал, это ради памяти моих мамы и папы. В конце концов, всё, что мы делаем в жизни по-настоящему, это ради своих близких.