28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Александр Калягин: «Бюджетная реформа искоренит эксперименты в театре»
Ольга Романцова
Газета.ru ,
22.06.2010
21 июня началась неделя выпускных спектаклей в IV Международной летней театральной школе СТД, в которой принимают участие 85 молодых актеров из 30 стран мира. Обычно ее художественный руководитель Александр Калягин дает молодым актерам мастер-класс. Но в нынешнем году мастер-класса не было. Слишком много сейчас забот у актера, председателя Союза театральных деятелей РФ, художественного руководителя театра Et Cetera. Александр Александрович заехал в пансионат под Звенигородом, где жили и занимались молодые актеры, только для недолгой встречи с ними. Разговор GZT.RU с Александром Калягиным, состоявшийся после этой встречи, начался с вопроса, который волнует сейчас всю театральную общественность: о запланированном переводе бюджетных учреждений, в том числе театров, на систему госзаказа и, по желанию, на частичную самоокупаемость. Критики этого документа, который должен вступить в силу в январе 2011 года, опасаются, что новая схема финансирования либо обанкротит бюджетные учреждения, либо заставит их зарабатывать самим всеми возможными способами. - Александр Александрович, в мае состоялось расширенное совещание секретариата СТД России, на котором обсуждали закон, который переводит бюджетные организации, в том числе и театры, на коммерческие рельсы. На заседании было немало дельных предложений. Удалось ли сдвинуть ситуацию с мертвой точки? - Нет, к сожалению, ничего не движется. Это долгий разговор. Скажу только, что нужно бороться, нужно еще раз собирать совещание. К сожалению, люди, от которых зависит то или иное решение и в конечном итоге и реформы не только в театральных областях, не ходят на наши совещания, хотя мы их приглашаем. Мы обращаемся к ним с просьбами: «Пожалуйста, если вы не можете найти для этого время, пусть придет ваш заместитель». Но они не приходят, это безнадежно. И лишний раз говорят о том, что сейчас только декларируется, что все будет в порядке, но на самом деле их головы повернуты в другую сторону. - Если закон вступит в силу без поправок, это повлияет на работу театра Et Cetera, который вы возглавляете? - Конечно, повлияет. 83-й закон Федеральный закон № 83 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» президент Дмитрий Медведев подписал 8 мая. Он вступает в силу с 1 января 2011 года, за исключением ряда статей, которые начинают действовать раньше или позже. По этому закону, государственные (муниципальные) учреждения— школы, больницы, библиотеки, театры, музеи и т.п.— будут разделены на бюджетные и казенные, первые из которых получат больше имущественной самостоятельности. Закон вызвал волну критики со стороны представителей бюджетных учреждений и их сторонников. Главное изменение, которое регламентирует закон,— госучреждения теперь будут финансироваться не сметно, а через субсидии, которые будут выделяться под госзаказ. Но ведь предприятие может и не получить госзаказ, а значит, остаться без денег и перед необходимостью зарабатывать самостоятельно. - Как выживать театрам, если новый закон отправит их в «свободное плавание»? - К сожалению, основная тенденция выглядит так: все больше и больше людей считает, что театр— это скорее услуга. А раз это услуга, то у нее должна быть коммерческая составляющая. В этом случае слова «эксперимент» или «нравственность» исчезнут, потому что театр должен выживать. И деваться от этого просто некуда. - Почему в нынешнем году вы не стали проводить мастер-класса со студентами в Летней театральной школе? - Может быть, в следующем году выкрою недельку для занятий с ними. В нынешнем не получилось, потому что у нас (в театре Et Cetera, GZT.RU) все это время репетировал Роберт Стуруа. Мы должны были выпустить в конце мая— начале июня премьеру шекспировской «Бури», в которой я играю Просперо. Но мы не успели сделать спектакль: в конце мая мы сыграли его целиком, но без костюмов. Премьера отложена на осень. - Кто предложил поставить именно «Бурю» – вы или Роберт Стуруа? Кто решил, что вы должны сыграть Просперо?- «Бурю» выбрал Роберт, и он предложил мне сыграть Просперо. - Стуруа связывает сюжет «Бури» с современными проблемами и перенес ее действие в наши дни? Или ваш спектакль – историческая постановка? - Ничего не могу вам сказать. Никогда не отвечаю на такие вопросы, пока нет спектакля. Никогда. - Хорошо, но вы ведь не в первый раз работаете вместе со Стуруа. Скажите, что для вас в его спектаклях интереснее всего? - Роберт удивительно точно и глубоко анализирует текст пьесы и открывает в нем то, что до него не удавалось никому. Например, в пьесе «Венецианский купец», которую он поставил в Et Cetera, он нашел вот такую тему: человек вспоминает о своих корнях и о своем прошлом в тот момент, когда ему плохо. Если ему хорошо, он забывает обо всем, но когда его оскорбили, обидели, унизили, он сразу вспоминает о своих корнях. - Шейлок, которого вы сыграли, поступает так же? - Да, и Роберт придумал замечательную мизансцену: Шейлок собирается идти в синагогу, он вынимает кипу и платок, который полагается накинуть на плечи. И тут Роберт мне говорит: «Вытащи кипу и платок и сделай такой жест, как будто поймал моль». Увидев этот жест, понимаешь: эти вещи так долго никто не трогал, что в них завелась моль. Актер тоже должен уметь работать с текстом. Сегодня говорил студентам, что только это умение может его спасти. Актера может спасти только умение работать с текстом. - Режиссер ему не может помочь? - Режиссеров, которые умеют работать с текстом, можно пересчитать на пальцах одной руки: Лев Додин, Адольф Шапиро, Кама Гинкас, Роберт Стуруа, Сергей Женовач. Может быть, я еще кого-то пропустил. Но чаще всего спектакли ставят обыкновенные, средние режиссеры, которые могут придумать интересную концепцию, не связанную с текстом автора. Но никто из них не умеет вскрывать текста. Поэтому актер должен научиться работать с текстом так, чтобы режиссер ему не помешал, а помог. Научиться расшифровывать текст, отыскивая мотивировку поведения своего героя. Я глубоко убежден, что мало кто из режиссеров это сейчас умеет. - Интересно, вы послушный актер? - Я всегда считал, что актеры должны безусловно подчиняться режиссеру. Не зря Георгий Александрович Товстоногов говорил, что в театре не может быть демократии. - Разве Анатолий Эфрос, с которым вы не раз работали, был диктатором? - Эфрос не был диктатором, но то, что я становился его рабом, это безусловно. - Мне всегда интересно, как удается актерам сохранить талант? Почему одни исчерпывают его еще в юности и начинают повторяться, а другие— нет? - Жизнь не повторяется, она неисчерпаема. И человек неисчерпаем, если он ищет в ней и в себе что-то новое. Другое дело, что у многих нет сил для труда, для поисков парадоксальных решений. Извините, мне пора возвращаться в Москву. - Можно еще вопрос напоследок? Вы не раз играли в пьесах и фильмах по Чехову. У вас есть любимая чеховская фраза? - Такая хорошая погода! Не знаю, то ли выпить чаю, то ли повеситься.