28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Актер Александр Калягин
Ольга Егошина
«Новые известия» ,
28.04.2010
В России подходит к концу театральный сезон, который уже успели назвать «сезоном кризиса». О проблемах современной сцены и о том, насколько нужны стране театральные фестивали, в интервью «Новым Известиям» рассказал председатель Союза театральных деятелей РФ, руководитель московского театра Et Ceterа Александр КАЛЯГИН. – Александр Александрович, похоже, театральные скандалы становятся привычным фоном нашей жизни: неправильные назначения худруков, попытки отобрать у театров их помещения, урезания бюджетов... Как вам кажется, существуют ли какие-то рецепты для остановки этой «эскалации напряженности»? – Хороший вопрос… Только не думаю, что такой универсальный ответ-рецепт существует. Каждый театральный скандал – всегда и типичен, и уникален одновременно, поскольку причины в разных случаях часто схожи: чиновничий произвол или равнодушие, чья-то злая воля или стечение обстоятельств. Но… вмешивается «человеческий фактор» – и каждый случай требует своего особого подхода. Скандалы по всем перечисленным поводам существовали в той или иной мере практически всегда. Но сейчас их усугубляет ситуация мирового финансового кризиса. Кризис серьезно повлиял на финансирование сферы культуры. Это не секрет. Это наш день сегодняшний. Когда мэр или губернатор говорит, что для него приоритетны сферы образования или социальная сфера, а отнюдь не сфера культуры, – меня это потрясает. И еще я хочу заметить, что и резко сократившиеся средства, выделяемые нашим театрам, зачастую расходуют неразумно. – А что-то предпринимается для того, чтобы они расходовались разумно? – Я очень давно и настойчиво повторяю, что в сфере культуры особенно необходимы квалифицированные экспертные консультации: и в сфере распределения финансов, и в сфере кадровых назначений. Сколько сил, нервов, здоровья унесла эта история с нижегородским ТЮЗом! Вот как раз здесь, в этом кабинете, мы не так давно сидели с Валерием Павлиновичем Шанцевым (губернатор Нижегородской области. – «НИ») и пытались как-то урегулировать сложившуюся ситуацию. Я ему по-человечески благодарен за его неравнодушие к нижегородскому ТЮЗу... Но опять же не устаю повторять, что проще предотвратить скандальную ситуацию, чем потом ее разруливать... У нас в стране уже свыше ста лет существует уникальная организация – Союз театральных деятелей. Тут сидят эксперты буквально во всех областях нашей театральной сферы, уникальные специалисты, люди, которые в курсе дел, событий и имен буквально во всех театрах страны, люди, которые собирали и собирают информацию по регионам в течение десятилетий. Глупо не использовать их опыт и знания. По опыту знаю: вовремя данный квалифицированный экспертный совет экономит и силы, и деньги, и нервы… Теперь пример из другой области. СТД долго пробивал идею грантов на постановки спектаклей для детей. На этот сезон такой грант получил Молодежный театр. И результат налицо: 16 премьер, из которых треть – постановки режиссеров-дебютантов. То есть вложенные средства окупились полностью... Вы согласны? – Абсолютно согласна, работа РАМТа в этом сезоне ошеломляюще успешна. И дай бог, чтобы и дальше гранты помогали появлению хороших детских спектаклей. Но мне кажется, что система грантов должна распространяться не только на детские и молодежные спектакли, но и на спектакли для взрослых. И не только предназначаться для режиссеров-дебютантов, но и для мастеров... – Думаю, что мы к этому с неизбежностью придем. Как непременно придем и к закону о меценатстве в сфере культуры. Здесь не надо изобретать велосипед, а просто надо посмотреть на мировую практику в этой области, да и оглянуться на нашу историю... Художественный театр не смог бы ни возникнуть, ни существовать без меценатов... Но для этого необходимо выработать стратегию театральной политики, которая пока отсутствует. В кино сделаны какие-то первые шаги в этом направлении (надо посмотреть, насколько они будут удачны и обнадеживающи). Однако в театре даже и этих попыток пока нет. И если отсутствие внятной позиции и в эпоху изобилия еще как-то маскируется общей благоприятной финансовой ситуацией, то в кризисную эпоху оно становится просто угрожающим... В СТД сейчас поступают сигналы с мест о том, что в провинции начинают сокращать бюджетное финансирование театра, поднимают арендную плату и так далее. Понимаете, у нас нигде не прописана ответственность городских или региональных властей перед культурой: среди показателей эффективности работы руководителей нет ни одного показателя, связанного с культурой! Это же кошмар. Получается, что забота о театральной культуре области или города – это только личная инициатива губернатора или мэра, но она не входит в его обязанности. Добрая воля – вещь хорошая, но нельзя строить политику в области культуры только на доброй воле начальства… Меня всегда потрясало, что в Древней Греции не только в каждом городе существовал свой театр, но и неимущей публике выдавали деньги на театр. Власти видели в театре дело государственной важности. И это правильное отношение к театру. – Вложения в сферу культуры сокращаются, но одновременно мы видим расцвет фестивальной жизни, причем не только в столицах, но и в провинции… – Возможно, я скажу вещь шокирующую, но меня этот расцвет фестивалей не слишком радует. Когда не хватает денег на городские театры, на областные театры, на стационарные театры – такой бурный расцвет фестивальных проектов иногда напоминает пир во время чумы. У нас появилось устойчивое понятие – фестивальный спектакль, фестивальный проект, то есть нечто сделанное к конкретному мероприятию, в его формате и по его заказу. Нечто компактное (чтобы легко его вывезти) и рассчитанное зачастую на «разовое потребление». Быстро сляпали, привезли, показали – и забыли… Причем все забыли: и создатели, и заказчики, и тем более зрители… Все эти «проекты» очень далеки от сферы искусства, сферы культуры… Все эти фестивальные радости часто кажутся парадным фасадом, за которым прячется далеко не парадная реальная тяжелая жизнь русского театра… – Тем не менее мне хотелось бы поздравить руководителя театра Et cetera Александра Калягина с «Золотыми масками», которые его театр получил за мюзикл «Продюсеры», признанный самым успешным мюзиклом прошлого сезона… – Спасибо, хотя у меня очень смешанные чувства по этому поводу. С одной стороны, конечно, приятно, что работа, которая нам стоила столько сил, времени, денег, получила такое признание. Радостно за артистов, за постановочную команду, за всех, кто над «Продюсерами» работал. С другой стороны, столько «намеков» в прессе, что «Золотые маски» дали не за достоинства спектакля, а потому, что Калягин – председатель СТД. Получается какой-то заколдованный круг. Когда экспертный совет номинировал спектакль «Шейлока» и меня в главной роли, то я своей властью председателя это выдвижение снял. Тогда меня упрекали в высокомерии, в том, что я боюсь соревнований и так далее. В этот раз, поскольку сам не участвую в спектакле, решил, что мой театр не виноват в том, что я председатель, и участие «Продюсеров» разрешил. Вот теперь новые упреки… Отказываюсь номинироваться или соглашаюсь, обязательно появятся провокационные статьи недоброжелателей. – Чем огорчает наша театральная действительность Александра Калягина – более-менее понятно. А что радует сегодня в театре? – Как обычно – репетиции. Роберт Стуруа ставит у нас в театре «Бурю», где я играю Просперо. И это такое счастье – работать с этим режиссером, с этим человеком. Когда приходит Стуруа, раскладывает все переводы «Бури» (как обычно, он недоволен всеми существующими переводами и делает для своей постановки новый). Когда он приносит мне пачку книг, – вон лежит ее часть, потом можно посмотреть… Когда в театр приходит такой композитор, как Гия Канчели… И кажется, само пространство расширяется от этих людей. Когда вписываю и вычеркиваю все новые и новые предложения, идеи, замечания в своих репетиционных тетрадках и вдруг отчетливо понимаю, что настоящий реальный театр – вот он. Он вечен, он неизменен, он существует по своим особым законам творчества. А все остальное – пена, накипь, все это пройдет, забудется, исчезнет. Все скандалы, склоки, все гримасы дня сегодняшнего. Останется радость и мука творческой работы. Но пока я засыпаю, думая о Просперо, и просыпаюсь, зная, что он меня ждет…