Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Россия-88
Елена Ковальская
«Афиша» ,
20.04.2009
Девушки и юноши маршируют по сцене; четыре колонны артистов в такт музыке соединяются, изгибаются — и в нависшем над сценой зеркале отражается свастика. Живая свастика рассыпается, и над сценой спускается настоящая — гигантская, украшенная лампочками на старомодный бродвейский лад. Девушки и юноши вдохновенно славят весну германской нации. Белокурая бестия с зализанной набок челкой возвещает пришествие национального героя, и он является — с аккуратными усиками и свастикой на рукаве. Руки актеров взмывают в знакомом приветствии: «Хайль Гитлер!» «Хайль мне!» — отзывается Гитлер. Я озираюсь по сторонам: ну и как это все понимать? Сзади сидят Александр Калягин и Давид Смелянский, продюсеры «Продюсеров». Они тоже нервничают, но вовсе не по поводу свастики. Нервничают, потому что премьера попала на разгар кризиса. Потому что за месяц до премьеры исполнитель главной роли Максим Леонидов слег с кишечной инфекцией — и вместо него репетирует режиссер Дмитрий Белов. Потому что розовая занавеска, которую спускают на сцену, цепляется за металлическую конструкцию и, если дальше так пойдет, не доживет до премьеры. Про свастику продюсеры не беспокоятся. «Российский зритель образованный, он все поймет», — говорит Давид Смелянский. Образованный зритель, вероятно, должен был видеть фильм Мела Брукса 1968 года «Весна для Гитлера». Или слышать о бродвейском мюзикле «Продюсеры». На худой конец, посмотреть его недавнюю киноверсию с Умой Турман. Смелянский и Калягин приобрели лицензию на постановку «Продюсеров» с правом адаптации. И в одном, и во втором фильме есть этот самый момент: зрители при виде свастики разевают варежки — и, придя в себя, начинают валить из зала. Звучит слово «безвкусица». Тем временем Гитлер на сцене начинает нести пургу и корчить рожи. Кто-то из зрителей, обернувшись на него, произносит: «Да он смешной!» — и все возвращаются на свои места. Минуту спустя зал уже гогочет в голос. В общем-то, этим роль Гитлера в спектакле и исчерпывается: он является миру — и произносит одну репризу. И мюзикл, вообще-то, не о нацизме, а о шоу-бизнесе. Два проходимца — старый неудачник Бьялосток и страдающий неврозом бухгалтер Блум — нашли лазейку в законе США, благодаря которой провальный мюзикл может принести больший доход, чем успешный. В противном случае — если мюзикл приносит прибыль — продюсеры оказываются на скамье подсудимых. Поэтому они ищут самую тупую пьесу, самого бездарного режиссера, самых плохих артистов. Перебирая тонны материала, они находят пьесу нациста-голубятника. Режиссер-гей соглашается на постановку при условии, что пьеса пойдет без третьего акта («Они проигрывают войну, это так депрессивно»). Кастинг уродов на роль Гитлера выигрывает актер с псевдонимом ЛСД. И пока на премьере продюсеры напиваются в театральном буфете, предвкушая провал их детища, оно неожиданно оборачивается хитом. «Если не ханжить, — говорит Калягин, — то невозможно не признать, что это сногсшибательный сюжет. Недаром Брукс получил за него «Оскар». Это сатира, и это гомерически смешно. В конце концов, это же не спектакль об истоках фашизма. Скорее он о том, что толпу можно увлечь феноменальной пошлостью и безвкусицей, покуда она пребывает в шоке». Калягин, кажется, немного лукавит: история успеха шизоидного мюзикла на Бродвее аналогична восхождению реального Гитлера. И Брукс — бруклинский еврей, позаимствовавший имя для своего бухгалтера у Джойса и подсунувший в стопку либретто пьесу с ремаркой «Грегор Замза превратился в огромного таракана», — слишком умен, чтобы попасть пальцем в небо. Он написал ровно то, что хотел написать: толпа предпочитает Кафке какафку и больше всего в жизни обожает чувство единства; чтобы объединить толпу в едином порыве — будь то «хайль» или овация в зрительном зале, — потребуется самая оглушительная чушь.