Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Маски сброшены
Любовь Лебедина
«Трибуна» ,
23.04.2010
Торжественная церемония закрытия театрального фестиваля «Золотая маска» проходила в этом году в московском Гостином Дворе с большим размахом, как будто экономический кризис не коснулся деятелей сцены, а сам театр по-прежнему является важнейшим из искусств. С одной стороны, если представители Мельпомены продолжают верить в свою исключительность, то это неплохо, поскольку «нахальство – второе счастье», а с другой – никакие громкие торжества не могут скрыть истинное положение вещей и упрятать в красивую «обложку» тревожные симптомы. Первое, это непринятый закон о театре, который позволил бы русским меценатам открыто субсидировать национальные театры. Именно поэтому на церемонии вручения «Золотой маски» председатель СТД России Александр Калягин и художественный руководитель МХТ Олег Табаков чуть ли не кланялись в пояс лауреатам «Маски» «за поддержку театрального искусства». Оно и понятно, поскольку в период рыночной экономики на одном энтузиазме дорогой спектакль не поставишь, хотя это и не миллионы долларов, как в кино. И все же за кругленькими цифрами стоят те, кто создает творческий «продукт». Тем более что труд этот коллективный, и здесь есть масса компонентов, от которых зависит успех того или иного детища: режиссеры, художники, актеры. Фактически это пальцы одной руки, и когда их искусственно разделяют, присуждая приз за лучшую режиссуру в одной постановке, а в другой за лучшее исполнение главной роли, мужской или женской, неважно, то я вижу в этом уловку. Как же спектакль может быть лучшим, если лучшие актеры оказались в других постановках? Вот почему меня порадовало решение музыкального жюри, присудившего Гран-при в жанре оперетты спектаклю «Продюсеры» театра «Et Cetera», где все номинации этого вида были отданы воспитанникам Калягина. На самом деле это большая победа, поскольку коллектив-то драматический, значит, актеры и поют, и танцуют не хуже музыкальных... На всем протяжении существования «Золотой маски» зрители с интересом наблюдают за соревнованиями Большого театра и Мариинки, где сосредоточены лучшие музыкальные силы. Обычно пальма первенства переходит от одного театра к другому, а остальные оперные труппы как бы служат фоном для фаворитов. Но в этом году гигантам пришлось потесниться и признать, что Московский музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, а также Театр оперы и балета из Перми набирают силу и в чем-то их опережают. Так, лучшей оперной постановкой была признана «Лючия Ди Ламмермур» указанного мною столичного коллектива, а пермяки поразили меломанов оперой Александра Чайковского «Один день Ивана Денисовича» по мотивам произведения Александра Солженицына. За что их дирижер Валерий Платонов стал лучшим на фестивале. И все-таки, несмотря на довольно обширную программу 16-й «Маски», включающей в себя все виды театрального искусства: оперу, балет, современный танец, кукольные представления, главную интригу разыгрывали драматические спектакли большой, малой и экспериментальной формы. Хотя председатель жюри Анатолий Смелянский и говорил, что при голосовании не было больших расхождений, поверить в это крайне трудно, поскольку на фестивале собрались лучшие режиссерские силы, от перечисления которых кружится голова: Валерий Фокин («Ксения. История любви»), Римас Туминас («Троил и Крессида»), Сергей Женовач («Река Потудань»), Евгений Каменькович («Улисс») и другие. Ну и чтобы никого из них не обижать, приняли соломоново решение: дать Гран-при большой формы «Рассказам Шукшина» в постановке иностранца Алвиса Херманиса, а в формате малого пространства многократному призеру «Маски» Женовачу с его молодым коллективом. Можно предполагать, что спектакль Юрия Погребничко «Ля Эстрада» в забытом и до сих пор не отреставрированном после пожара театре «Около дома Станиславского» тоже претендовал на главную премию, но по количеству зрителей он никак не мог соперничать с хитом сезона «Рассказы Шукшина» Театра наций под руководством Евгения Миронова. Поэтому Погребничко был удостоен гранда за лучшую режиссуру. В свою очередь Евгений Миронов, получивший приз за лучшее исполнение мужской роли, точнее, нескольких шукшинских образов, не мог нарадоваться за свой театр. Наверное, кто-то посчитает церемонию награждения «Золотой маской» домашними радостями, поскольку в денежном эквиваленте она никак не выражается, и все же... Хотите – верьте, хотите – нет, но пока! Для деятелей театра признание своих коллег стоит намного дороже, чем толстые конверты. А раз так, то дай Бог, чтобы это состояние продлилось как можно дольше, и нас не накрыла с головой волна коммерческого искусства, а сами художники наперекор всем обстоятельствам доказывали свою творческую состоятельность, используя маски только на подмостках.