Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

23.10.2024 Александр Калягин и его театр очаровали алматинцев Московский комсомолец (Казахстан) 22.10.2024 Будем дружить театрами Елена Брусиловская , Казахстанская правда 18.10.2024 На сцене Театра Лермонтова - гастроли Театра Et Cetera Ассоциация деятелей русских театров зарубежья 15.10.2024 Театр Et Cetera выступит в Казахстане Редакция портала «Русский мир» 13.10.2024 Театр "Et Cetera" повезет два спектакля в Алматы Театрал 03.10.2024 Московский театр Et Cetera проведет "Большие гастроли" в Алматы Sputnik Казахстан 28.08.2024 Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон Театральный журнал 28.08.2024 В Et Cetera объявили планы на сезон Нина Дымченко , Театрал 28.08.2024 Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров Зоя Игумнова , Известия 20.06.2024 Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera Маргарита Петрова , Самарская газета 19.06.2024 Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму Ирина Чечурина 12.06.2024 Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща Россия-Самара 14.05.2024 "Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю" СИНЬХУА Новости 07.05.2024 В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы" Театрал 29.03.2024 «Любовная досада» в театре Et Cetera Story 26.03.2024 «Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг Ирина Аренкова , Musecube 01.03.2024 Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло Софья Малинникова , Театрал 14.02.2024 Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera Татьяна Филиппова , Газета "Культура" 25.01.2024 «Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera Наталья Анисимова , Musecube 25.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах» Оксана Есипова , Musecube 23.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera Story 19.01.2024 Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera Лидия Широнина , Москва 24 19.01.2024 Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera» Театр To Go 17.01.2024 Знать о жизни самое простое Марианна Власова , Независимая газета 16.01.2024 В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная" ТАСС
Пресса

Гоголь вернулся в Италию

Александр Калягин
Журнал "Театрал" , 30.10.2018
ПО ПРОСЬБЕ «ТЕАТРАЛА» АЛЕКСАНДР КАЛЯГИН НАПИСАЛ ОЧЕРК О РИМСКИХ ГАСТРОЛЯХ

Когда я был в Италии, журналистка из русского журнала процитировала мне Гоголя: «Моя красавица Италия! Я родился здесь. Я проснулся опять на родине». А потом спросила: «Когда Вы приезжаете в Италию, у вас чувство родины не возникает?» Я честно ответил, что нет. Напротив, понимаю, что нахожусь далеко за ее пределами, но это чувство познания совсем другого мира, и особенно в Италии, мне дает радость. А в этой поездке мне удалось познать итальянского зрителя, и это тоже было очень радостное открытие.


В рамках программы «Русские сезоны в Италии» мы сыграли два спектакля «Ревизор. Версия» на главной сцене Рима, в театре «Арджентина».  Это прекрасный театр с роскошным залом, классической, очень удобной сценой. Театр «Арджентина» имеет огромную историю, уходящую во времена Римской империи. Но все, кто здесь работает, доброжелательные и веселые люди, груз своей значительности они несут легко. Прекрасный президент театра и директор театра спокойно и неназойливо создавали нам комфортные условия для работы. Даже охранник на входе широко и радостно улыбался при каждой встрече.

Два дня мы играли на аншлагах, на второй день, мне рассказали, стояла очередь в кассу, но не все могли попасть на спектакль. Публика состояла из наших соотечественников, но, в основном, были итальянцы. Мы играли с титрами и поразительно, как зрители живо и моментально реагировали.

Предполагаю, что пришли русисты, занимающиеся русской культурой и Гоголем, но, наверное, были и простые зрители. И удивительно, возникало полное ощущение, что пьеса «Ревизор» им хорошо известна. Мне говорили, что «Ревизор» в постановке Стуруа был настолько понятен еще и потому, что пьеса о коррупции очень актуальна сегодня и в Италии. Но, с другой стороны, разве есть страны, где бы она ни была актуальна.

Конечно, Роберт Стуруа сделал очень выверенный спектакль, настолько точный, что он понятен абсолютно всем.
А потом уже в Москве мы получили рецензии, и опять я сделал открытие: в Риме работают высокопрофессиональные театральные критики. Может быть, написаны статьи именно специалистами по Гоголю, но такого понимания поэтики Гоголя, его мира, такого проникновения в замысел режиссера я давно не встречал. Мне даже захотелось процитировать:

«Сюрреалистичная и мистическая перспектива фантазии Гоголя прекрасно воссоздана в спектакле. Во время открытия занавеса звучит мрачная музыка, стоящий на коленях спиной к зрителю Городничий готов осенить себя крестом, тогда как звон колоколов намекает зрителю о неисповедимых безднах. Потому что театр Гоголя не ограничивается одним лишь измерением общественной и нравственной сатиры, как некоторые полагают еще и сегодня, но открывает гораздо более широкие горизонты, которые столь тонко раскрыл Набоков в книге, посвященной великому писателю. Реальный опыт преломляется сквозь призму совершенно особого восприятия, и таким образом рождается гротескный и преувеличенный мир, не теряющий невероятно сильной индивидуальной авторской окраски.

Очевидно, что Стуруа прекрасно понял вселенную писателя, эту странную алхимию порождающей галлюцинации атмосферы и элементов фарса, которые составляют основу пьесы. Действием управляет страх, конкретный, но одновременно и метафизический».

Это отрывок из рецензии Риккардо Ченчи (Eurocomunicazione, 17.09.2018).
Видит Бог, я мог бы выбрать другие куски из этого текста или другие рецензии, в которых тоже есть весьма лестные отзывы о нашем театре, об артистах и лично обо мне. Но мне хотелось не похвастаться, а показать уровень понимания Гоголя в Италии, в стране, которую он так сильно любил.

И в его любимом Риме я получил «Премию Н.В. Гоголя в Италии», учрежденную Русско-итальянской Ассоциацией. Вручил мне медаль Посол России в Италии Сергей Сергеевич Разов, не скрою, мне это было приятно. В свободный день мы побывали в мемориальной квартире Гоголя, где он проживал, приезжая в Рим. Кроме потолков, никаких других реликвий не осталось, но все равно оказаться в  комнатах, где когда-то сидел сам Николай Васильевич, для  меня было сильным эмоциональным потрясением.

В Италии мы могли убедиться: здесь любят Россию, любят русский театр, знают нашу культуру.
И я понял, насколько важна и замечательна эта идея каждый год проводить в разных странах «Русские сезоны». Культура – это, пожалуй, единственное, что по-настоящему сближает, объединяет, строит мосты для общения, способствует взаимопониманию и диалогу.

  • Гоголь вернулся в Италию