Пресса
2025
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
"Бориса Годунова" поставили без модернизаций
Ирина Корнеева
"Российская газета" ,
16.01.2015
"Борис Годунов" в постановке Петера Штайна. Московский театр "Et Cetera" под руководством Александра Калягина. Борис Годунов - Владимир Симонов (актер Вахтанговского театра), Пимен - Борис Плотников (МХТ им. Чехова), Марина Мнишек - Анастасия Кормилицына. 17, 30, 31 января.
За вдохновением немецкий режиссер Петер Штайн ходил в Оружейную палату Кремля. После досконального исследования трудов Карамзина в подготовительный период, изучал все ракурсы шапки Мономаха. Еще раз убеждая себя в правильности однажды выбранной театральной позиции, что замысел автора - важнее режиссерского взгляда. И главная проблема - это сделать так, как Пушкин написал. Без лишних модернизаций, в традиционном классическом ключе. Ведь пьеса сама по себе, по его мнению, обладает и современной драматургией, и завидной динамичностью сцен. Так что никакого режиссерского радикализма в новом "Годунове" не предвидится. Кроме одного, очень существенного момента.
У Петера Штайна особый дар предвидения. Так хронологически происходило, что каждый его приезд в Россию на постановку сопровождался большими общественными или экономическими потрясениями; ГКЧП, дефолт становились естественным новостным фоном шекспировским и античным трагедиям. "Орестею" он ставил в 1993 году, когда Москва шла на баррикады. Звездный час его "Гамлета" пришелся на разгар кризиса 1998-го. В 2014 году, когда было объявлено о намерениях Штайна взяться сначала за "Аиду", а в январе 2015-го выпустить "Годунова" в Москве - очень хотелось верить, что роковых совпадений больше не случится. Увы. Режиссерская интуиция не подвела и на этот раз.
"В эту историю поэт добавил немножко любви, - рассказывал Петер Штайн актерам, приступая к репетициям. - Конечно, проблема пьесы в том, что в ней мало женских ролей. Здесь одни мужчины, а это скучно. Но тема произведения - политика, а политика - дело мужское, хотя в современном мире есть и женщины-политики. Чтобы заниматься политикой, надо получить власть. Но за власть надо сражаться. А в борьбе за власть всегда проливается кровь, всегда лежит преступление".
В спектакле Штайн задействовал приглашенных из Вахтанговского театра и МХТ им. Чехова актеров и практически всю труппу театра "Et Сetera" - кроме ее художественного руководителя. Александр Калягин, вопреки первоначальным планам, не сыграет Бориса Годунова. Однажды он уже не вышел в этой судьбоносной роли в спектакле Олега Ефремова во МХАТе, отказался и теперь. Официально по причине, озвученной по телевидению: не может надолго оторваться от многих важных забот, общественная работа тоже требует немало времени, а предстоит еще и съезд Союза театральных деятелей в 2016 году, и ему, как председателю СТД, надо к нему готовиться. Может быть, кому-нибудь из режиссеров повезет в третий раз?
За вдохновением немецкий режиссер Петер Штайн ходил в Оружейную палату Кремля. После досконального исследования трудов Карамзина в подготовительный период, изучал все ракурсы шапки Мономаха. Еще раз убеждая себя в правильности однажды выбранной театральной позиции, что замысел автора - важнее режиссерского взгляда. И главная проблема - это сделать так, как Пушкин написал. Без лишних модернизаций, в традиционном классическом ключе. Ведь пьеса сама по себе, по его мнению, обладает и современной драматургией, и завидной динамичностью сцен. Так что никакого режиссерского радикализма в новом "Годунове" не предвидится. Кроме одного, очень существенного момента.
У Петера Штайна особый дар предвидения. Так хронологически происходило, что каждый его приезд в Россию на постановку сопровождался большими общественными или экономическими потрясениями; ГКЧП, дефолт становились естественным новостным фоном шекспировским и античным трагедиям. "Орестею" он ставил в 1993 году, когда Москва шла на баррикады. Звездный час его "Гамлета" пришелся на разгар кризиса 1998-го. В 2014 году, когда было объявлено о намерениях Штайна взяться сначала за "Аиду", а в январе 2015-го выпустить "Годунова" в Москве - очень хотелось верить, что роковых совпадений больше не случится. Увы. Режиссерская интуиция не подвела и на этот раз.
"В эту историю поэт добавил немножко любви, - рассказывал Петер Штайн актерам, приступая к репетициям. - Конечно, проблема пьесы в том, что в ней мало женских ролей. Здесь одни мужчины, а это скучно. Но тема произведения - политика, а политика - дело мужское, хотя в современном мире есть и женщины-политики. Чтобы заниматься политикой, надо получить власть. Но за власть надо сражаться. А в борьбе за власть всегда проливается кровь, всегда лежит преступление".
В спектакле Штайн задействовал приглашенных из Вахтанговского театра и МХТ им. Чехова актеров и практически всю труппу театра "Et Сetera" - кроме ее художественного руководителя. Александр Калягин, вопреки первоначальным планам, не сыграет Бориса Годунова. Однажды он уже не вышел в этой судьбоносной роли в спектакле Олега Ефремова во МХАТе, отказался и теперь. Официально по причине, озвученной по телевидению: не может надолго оторваться от многих важных забот, общественная работа тоже требует немало времени, а предстоит еще и съезд Союза театральных деятелей в 2016 году, и ему, как председателю СТД, надо к нему готовиться. Может быть, кому-нибудь из режиссеров повезет в третий раз?