Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»: Александр Калягин рассказал о современном артисте, работе на скорой помощи и самом ужасном в спектакле

Дарья Долинина
"Комсомольская правда. Самара" , 10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»: Александр Калягин рассказал о современном артисте, работе на скорой помощи и самом ужасном в спектакле
В Самаре театр «Et Cetera» представит свою версию знаменитого «Ревизора»

С 12 по 16 июня на сцене Самарского академического театра драмы им. М. Горького покажут постановки «Ревизор. Версия» Н. Гоголя, «Любовная досада» Ж.-Б. Мольера, «Стакан воды» Э. Скриба. Их представит руководитель московского театра «Et Cetera», советский и российский актер и режиссер театра и кино, народный артист РСФСР Александр Калягин. Показы запланированы в рамках проекта «Большие гастроли», который реализует «Росконцерт» согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану министерства культуры РФ. Накануне премьеры «КП-Самара» удалось пообщаться с кумиром миллионов.

«Играть в Самаре – удовольствие»

Александр Калягин подарил зрителям сотни незабываемых образов. Его голосом говорит Кот Леопольд, а его знаменитая Тетушка из Бразилии, «где очень много диких обезьян», стала нарицательным персонажем. В Самаре Александр Калягин представит три комедии.

- Александр Александрович, вы уже бывали в Самаре? Что вы можете сказать о наших театральных подмостках и публике?

- В Самаре я бывал не один раз. Приезжал вместе с МХАТом, еще в те годы, когда город назывался Куйбышев. Академический театр драмы им. М. Горького, где мы гастролировали, и где будем сейчас играть свои спектакли, очень хороший театр с классической сценой, современным оборудованием, уютным зрительным залом. Здесь играть - удовольствие. А самарские зрители - отзывчивые, умные, доброжелательные. Я так говорю, не потому что так принято. Я говорю это искренне, ведь я помню, как несколько лет назад мы играли здесь «Короля Убю» и как точно зрительный зал реагировал на каждую реплику. Хотя я думаю, что зрители в любом городе приходят в театр открытыми для диалога, и наша задача их не разочаровать, не обмануть ожиданий.

- В юности вы учились на медика и даже работали на скорой помощи. Пригодился ли вам этот опыт в актерской работе?

- Когда-то я сказал, что без Чехова-доктора, не было бы Чехова-писателя. Он занимался врачеванием, а потому знал про человека все. Для артиста тоже очень важно знать про человека все, сталкиваться с жизнью не только с парадной стороны, но и с ее изнанкой. Работая на скорой помощи, я видел страдания людей, а для артиста важно уметь чувствовать чужую боль. Накапливать свой опыт боли.


«С детства любит изображать»


- У вас больше ста ролей в кино и театре. Есть ли самые любимые и самые нелюбимые? Если да, то по какой причине?

- У артиста есть роли, которые дают возможность прикоснуться к великому тексту, мыслям, чувствам. И они очень важны для каждого артиста.

- Одна из ваших блистательных ролей – это тетушка из Бразилии в фильме «Здравствуйте, я ваша тетя!». Пересмотрела несколько спектаклей по мотивам этого произведения и знаю, что актеры буквально сражаются за роль Донны Розы, а когда готовятся к ней, то досконально изучают этот фильм и вашего персонажа. Вам приятно быть эталоном?

- Этот фильм действительно суперпопулярен. Прекрасный режиссер Виктор Титов пригласил замечательных артистов, создал удивительную атмосферу, мы работали весело, легко. В нем блистательно играли и Армен Джигарханян, и Михаил Козаков, и все остальные артисты.

- Каких женщин вы «вложили» в эту роль?

- Меня с детства окружали женщины. Отец умер вскоре после моего рождения. Меня воспитывала обожающая свое единственное чадо мама, были и многочисленные заботливые тетушки. Но я ведь не играю женщину, а играю мужчину, изображающую женщину. А изображать я любил с детства. Меня даже взрослые просили: Алечка, покажи вот этого, я и с радостью показывал.

«Живут наотмашь, без остатка»
- Многие режиссеры сейчас снимают продолжение своих старых фильмов, снятых в 80-90-х годах и ставших уже легендарной классикой. Как вы считаете, нужно ли это? И на кого такие фильмы рассчитаны?

- Не знаю. Но пока ни один ремейк, на мой взгляд, не получился.

- Каким, на ваш взгляд, должен быть современный артист?

- Я не думаю, что современный артист в корне отличается от тех, которые работали 20 или 30 лет назад. Как и тогда, так и сейчас артист должен уметь быть наблюдательным, фиксировать все, что происходит вокруг. Он должен быть личностью, иметь свой мир. Это все как бы прописные истины. Но других нет. И я пытаюсь это внушить своим молодым артистам. Почему любят артистов? Потому что они проживают свои жизни более наполнено. Живут наотмашь, без остатка тратятся, отдают себя, не скупясь. Это все в природе актерской. За сценическое время они проживают целую жизнь, за свою жизнь – множество судеб.

- Сейчас многие театралы-зрители сетуют, что театр превращается в водевиль и больше носит развлекательно-увеселительный характер, что не хватает драматургии и серьезности. А как вы считаете?

- Я говорил это не раз, могу повторить еще: «В театре возможно все, кроме пошлости и скуки». Развлекать зрителей — это не самое плохое. Быть пошлыми, бессмысленными, бессодержательными — вот это действительно плохо. Самое ужасное, когда ни авторы спектакля, ни зрители не могут ответить на простейший вопрос: а зачем? Театр не может изменить человека, но театр способен, как говорил Товстоногов, «достучаться до совести». Вот в этом и смысл искусства: не назидательно учить добру, а заставить задуматься о себе, о жизни, о мире.

«Ревизор» не теряет актуальности

- Расскажите, пожалуйста, о новом прочтении Гоголя в спектакле «Ревизор. Версия». В чем его новшество и свежесть подачи?

- То, что зрители увидят совершенно неожиданного «Ревизора», так это уже становится ясно, прочитав афишу, на которой выведено крупными буквами: «В роли Хлестакова — Александр Калягин». Каждый, кто меня знает, задаст вопрос: «Сколько же ему лет? Должно быть много, точно не 23, как написано у Гоголя». Я думаю, уже интересно, что придумал режиссер, а Роберт Стуруа - великий режиссер, чтобы оправдать такое решение. А еще пьеса «Ревизор» - это бессмертное произведение, и не только потому, что литературный шедевр, но и потому, что, сколько бы еще не прошло времени, а актуальность ее никуда не девается. Я не стану утверждать, что сегодня во всех спектаклях «Ревизор» Хлестакова должны играть немолодые артисты. Каждый режиссер предлагает свою версию, и сам решает, каким должен быть Хлестаков. Мы исходили из того, что чиновничий класс сильно помолодел, и логично, что их разоблачает опытный и немолодой человек.

- Спектакль был восторженно принят в Италии, а также в Берлине и Тбилиси. Вы играли на русском языке, или был перевод на местные языки?

- Мы везде, естественно, играли на русском языке, но с титрами. В Риме мы сыграли два спектакля на аншлагах. На второй день мне рассказали, что стояла очередь в кассу, но не все могли попасть на спектакль. Публика состояла из наших соотечественников, но было и много итальянцев. Мы играли с титрами, и поразительно, как зрители живо и моментально реагировали. В зале стоял хохот, а потом нам итальянцы говорили, что это про их страну, про их коррупцию. В Берлине или в Тбилиси, в Москве или в Петербурге мы слышали, как живо отзывается зал на каждую реплику. Значит, текст до сих пор живой, а, если наш спектакль доносит этот живой текст, значит, спектакль получился.

- Какой должна быть, на ваш взгляд, благодарность артисту от зрителя?

- Мы счастливы на сцене, когда чувствуем, что зрители погружены в историю, которую мы рассказываем. Они не отвлекаются на свои проблемы, не смотрят в свои мобильные телефоны. Когда они вместе с нами размышляют, вместе с нами печалятся или вместе с нами смеются. В этом и есть выражение зрительской благодарности.

Источник: https://samara-kp-ru.turbopages.org/samara.kp.ru/s/daily/27592.5/4943773/