28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
Мамадаков Амаду: Мне хочется объединить наши народы
Саяна Ондур
tuvpravda.ru ,
04.02.2010
Амаду Мамадаков еще вернется в Туву На афише московского театра он представлен как Заслуженный артист Республики Тыва, но в Туве был только один раз. Он хороший педагог и талантливый режиссер, но его в основном знают только как актера. Он живет и работает в Москве, но всей душой предан только Горному Алтаю. Он родом из глухой деревушки, но его знает вся страна. Он сын своего народа, но его считают своим все азиатские республики. В послужном списке работ Амаду Мамадакова, заслуженного артиста Республик Алтай и Тыва немало театральных ролей, но его помнят по киноработам «Звезда» и «9 рота». Год назад по предложению руководства Тувинского театра Амаду Мамадаков поставил спектакль «Слуга двух господ» Гольдони. Но звание заслуженного артиста Тувы ему тогда дали не за постановку спектакля, а за суровую правду афганской войны в фильме «9 рота». Кого играть азиату на московской сцене?– Амаду, вы свободный художник или служащий искусства? – Я актер театра Александра Калягина «Et Setera». Три года был на испытательном сроке – доказывал, что могу работать. Доказал. Уже десять лет занят в разных спектаклях. Много работаю над собой. Не имею права ошибаться перед русскоязычным зрителем, и постоянно занимаюсь сценической речью. Во мне все еще «сидит» акцент, который требует тщательной работы над произношением. В наш театр часто приходят новые режиссеры. И мы – актеры – всегда в мобилизованном состоянии, потому что должны реализовать то, что «сидит» в голове режиссера, которого видим впервые. Собираемся, работаем этот период, театр выпускает продукт, и дальше все повторяется уже с другим режиссером. – А кого может играть актер-азиат на сцене московского театра, в репертуаре которого спектакли с персонажами славянской наружности? – Из-за внешности не «простаиваю». Если роли Сидорова, Иванова, Петрова построены на юморе, почему бы не сыграть их актеру-азиату? Все зависит от того, как режиссер преподнесет роль зрителю. А так у меня есть и главные, и эпизодические роли: проповедника, мальчика-ливанца и другие. В одном спектакле играю в паре с Калягиным. – Ваши работы «Сон в летнюю ночь» с алтайскими актерами и «Слуга двух господ» (в переводе «Денгерлернин айбычызы») на тувинской сцене в чем-то перекликаются. Это ваш почерк, когда классика переигрывается на современный лад? – Работаю и с современным материалом, но только классика дает такой объемный материал и много возможностей. Получается, я беру классический материал, но переделываю под себя. Не знаю, кому-то нравится, кому-то нет. Самое главное, чтобы зрителям понравилось. Вообще спектакль надо воспринимать на уровне чувств. А рассудок мешает актерам полностью раскрепоститься. – Некоторые моменты в спектакле «Денгерлернин айбычызы» были непонятны. Кроме известной истории ловкого слуги, в спектакле заложен еще один пласт – тема алтайской принцессы Укок из знаменитого погребения. – Да, это так. Тема Укок меня волнует всегда. Я был на месте ее захоронения. На Алтае ставил спектакль «Чирчик», откуда взял монолог и дал Труффальдино из «Денгерлернин айбычызы». Боль о принцессе Укок перекочевала из моего алтайского спектакля в тувинский. Мне хотелось объединить Алтай и Туву. У наших народов много общего – национальные костюмы, обычаи и даже изиг-хан. Наши предки кочевали и угоняли друг у друга горячих коней. Укок и Аржаан появились в одну и ту же скифскую эпоху. Родство наших народов продолжается, хотя когда-то их разделили горы. У вас живут мои земляки, которые создали здесь семьи и остались жить. Природная органика азиатов – Чем стала для вас Тува? Возможностью подработать или…? – Приезд к вам для меня не зарабатывание денег, а возможность творить. У меня получилось здесь собрать команду единомышленников. В столице молодые режиссеры мечутся в поиске, не знают, как защитить дипломные работы. И это тогда, когда в республиках есть огромные здания театров, работающая система, замечательные актеры. Почему бы с ними не поработать. Многие в Москве живут и вкалывают, чтобы отдавать ей дань. Но чтобы узнать другие ценности, надо отъехать от Москвы. Перед поездкой с тувинских сайтов впитывал хорошее и плохое о Туве, читал разные мнения, ходил на «горбушку» за новым поступлением тувинской музыки. Параллельно подыскивал материал для постановки, отсматривал фотографии тувинских актеров, знакомился, прикидывал. И было так угодно небесам, что с моим рабочим графиком совпало все – оказались в Туве и группа «Хун-Хурту», и борцы хуреша Маадыр Монгуш, Алдын-оол Куулар, и известный горловик Конгар-оол Ондар. Все концы свились в один узел. – Вы воплотили какую-то часть творческой задумки в Туве, а не возникало мысли себя на своей родине реализовать? – Я делаю это. Своих сокурсников не бросаю, нахожу время, чтобы приехать ставить спектакли. Дружба закладывается в студенчестве, и важно в театре в дальнейшем сохранить студийность, чтобы актеры поняли, что они – костяк театра, его этап, эпоха. Как режиссер, стараюсь, чтобы актеры заново посмотрели друг на друга и открыли что-то неизведанное в себе. У меня нет разделения – этот хорош, тот плох. Каждый – индивидуальность, талант. Актеров надо любить, без любви не получится спектакля. Если человеку нравится, и он любит, он работает. Почему в театральных вузах любят азиатских актеров. Говорят, что они приходят очень чистые, не испорченные цивилизацией и с огромной верой в театральную школу. Педагоги утверждают, что азиаты от природы органичные люди. Это все от земли. Например, моя алтайская студия в 17 человек, всеобщие любимцы, уже «звезды». От имени Щепкинского театрального училища выступают везде. – Все театры без исключения со временем испытывают творческий кризис. Вам, человеку со стороны, виднее, как с этим обстоит у нашего театра. – Кризис неизбежен. Театр к этому все равно рано или поздно придет. Это нормальный процесс. Нужно понять, куда идем, движемся, и искать новые формы. Нужно «принюхиваться» к тому, что там, за Саянами происходит. Театр должен работать, сотрудничать со всеми театрами, фестивалями. Для этого создавать сайт и использовать современные технологии. Сцена вашего театра энергетически огромна, принимает и допускает практически все. Я видел, как шаманка Ай-Чурек во время Шагаа камлала на ней. Впервые видел, как зрители проходят обряд очищения через сцену. И все это было так естественно и гармонично для тувинца. Ваш театр мне напомнил Малый театр, при котором я учился. Кино – это зеркало жизни – В современном российском кино актеры азиатской внешности, как правило, игроки второго плана. И даже если это положительный герой, он наивен, простоват, одним словом, дитя природы типа «моя твоя не понимай», «моя хороший охотник». – Такой штамп есть. Я всегда борюсь с этим. Кто-то прислушивается к моему: «Ребята, давайте здесь уйдем от штампа и по-другому сделаем», кто-то нет. Может, в этом есть своя политика, не знаю. Когда вышел фильм Сергея Бодрова «Монгол», ощущалось прохладное к нему отношение, потому что не хотят, чтобы история прозвучала в таком ракурсе. – Легче оставить историю Чингисхана в виде привычного монголо-татарского ига? – Наверное, можно сказать так. Менять в современном российском кино устоявшийся образ азиата не в моей компетенции. Это решают другие люди, а я просто рабочий – актер, который отрабатывает свою линию роли, задолго до моего появления в кинопроекте уже написанную и отредактированную. – Поэтому, наверное, в фильме «9 рота» ваш герой в основном жующе-мычащее существо, к которому время от времени обращаются со словом «чурка». Не обидно? – Было семь вариантов фильма. Многое не вошло. Снимаешься, а на деле получается совершенно другой фильм. Твою линию оборвали, потому что оставили сюжетную линию, которая важнее. А из-за того, что кадры с моим участием повырезали, я на уровне чукчи и остался. Что делать после такого, идти воевать: «Почему так смонтировали и мою линию до конца не довели?» Воины-афганцы рассказывали: «Сидишь по нескольку месяцев на вершине сопки с одними и теми же людьми. Играешь в карты на вши, и ждешь, прилетит когда-нибудь вертушку запаса или нет. Видишь, как на другой стороне сопки убивают твоих товарищей, и не можешь добраться до них. Остается только потом похоронить их». В фильме «9 рота» показаны отношения, нормальные для среды восемнадцатилетних пацанов, не обремененных образованием и воспитанием. Да, обзывали чуркой, материли друг друга. Обычный мужской, солдатский лексикон. А потом все погибали. Война. К сожалению, кино в этом плане – вторично. Разве в жизни мы не обижаем друг друга? Сюда приедешь, здесь русских обзывают, туда приедешь, там нас обзывают. Со временем это, конечно, сгладится, но пока имеем то, что есть. Москва – каменные джунгли, здесь с тобой не церемонятся, к какой бы ты расе ни принадлежал. Приходится учиться выживать. – А есть ли у вас роль в кино, которая вам нравится? – Самый дорогой для меня фильм первый. Это фильм о Великой Отечественной войне «Звезда». Он научил меня любить Россию. Особенно острое ощущение родины возникает у меня за рубежом. Там понимаю, что у меня российский менталитет. Вернулся как-то из Китая, сошел с трапа самолета и сказал себе: «Слава богу, я вернулся в Россию, я вернулся домой». После таких пронзительных фильмов становишься патриотом. Последняя моя киноработа – четырехсерийный фильм «Защита». В связи с кризисом съемки свернули. Фильм о том, как в 1946 году фронтовикам пришлось выживать снова, уже в тюрьмах и лагерях ГУЛАГа. Там я играю алтайца-зека. Создавать, не разрушая – А Тува еще повторится в вашей жизни? – Думаю, обязательно. В Москве уже практически все пересчитывается на деньги, жизнь очень быстро меняется. В глубинке эти процессы идут гораздо медленнее, и за счет этого сохраняется многое. У вас мощная энергетика, много информации, которую надо уметь распределить и защитить от информационных воров. (Показывает значок в виде свернувшегося кошачьего хищника из Аржаана-1). А то получится как с этим значком, который делаете не вы, а другие. Значит, они забрали права на изготовление этой символики и зарабатывают деньги. На Алтае сегодня происходит то же самое. Алтай по экономическим показателям развития идет на шаг впереди Тувы, но и в Туву это придет неизбежно. Повторюсь еще раз, с развитием экономики идет и процесс разрушения духовности, экологии, традиций. Мне очень хочется помочь вам, чем могу, избежать этих потерь. Поделиться своей болью и тревогами.