Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Иван Косичкин: «Не было цели сжигать мосты»

Анастасия Лошакова
Газета «Сургутская трибуна» , 10.09.2022
Театральный сезон Сургут открыл гастролями столичного театра Et Cetera, которым руководит Александр Калягин

«Мои преподаватели – мастодонты»

Театральный сезон Сургут открыл гастролями столичного театра Et Cetera, которым руководит Александр Калягин. Сегодня в этом коллективе работает актер Иван Косичкин, который свою творческую карьеру начинал в Сургутском музыкально-драматическом театре. До 2006 года сургутский зритель видел его в спектаклях «Ричард III», «Скамейка», «Сирано де Бержерак» и других. Сегодня он не только актер звездного театрального коллектива и множества популярных сериалов. Его режиссерские работы пользуются успехом у зрителей уже нескольких столичных театров.

Иван не выходил на сцену родного СМДТ уже больше десятка лет. В интервью журналисту «Сургутской трибуны» он поделился, каково это – вернуться на  родные подмостки, удалось ли стать известным актером и какие колоссальные знания дал ему СМДТ.

Сцена приняла
– Иван, вы не выступали на сцене Сургутского музыкально-драматического театра больше десяти лет. Какие были ощущения? Какие эмоции испытали во время репетиций и в ходе спектакля?

– Я был готов к тому, что приезд в Сургут будет очень трепетным. Пришли все мои родные, вплоть до дядь и теть. Сравнить эмоции можно вот с чем: когда ты маленький, твой дом кажется тебе огромным. Когда ты вырастаешь и возвращаешься в места своего детства и юности, все кажется уже не таким большим. И в случае с театром так же. Хотя гримерки те же, сцена та же, но уже ощущаешь неуловимое изменение. Как будто перерос. Но это не говорит о том, что я не люблю или не уважаю родной театр.

Сцена меня приняла, стены помогли, поэтому все прошло удачно. Сургутский зритель, как всегда, был особенно открытым, добрым, отдающим. В Сургуте всегда аплодируют стоя, в Москве такое уважение к труду актера встретишь редко.

– Вы наблюдали за жизнью родного театра, когда переехали в столицу? Поддерживали связь с коллективом?

– Цели сжечь мосты у меня не было, я не такой человек. Я хотел, чтобы дружба осталась – родной коллектив, а как иначе? За жизнью театра я наблюдал. Знаю, что СМДТ много гастролировал, в том числе за рубежом. Как любой творческий коллектив, Сургутский театр – это растущий организм, всегда пробующий, ищущий, неспокойный. Приехал и почувствовал, что сегодня родной драмтеатр находится на новой стадии развития, и это замечательно.  

– Чья была инициатива приехать на гастроли в Сургут?

– Идея – Сургутского театра, а наш руководитель Александр Калягин поддержал ее. Он вообще всей душой за эксперименты. Главное, чтобы актеры творили и не выгорали. Для артистов очень важен внутренний рост. А это значит – общаться, взаимодействовать с другими творческими людьми, заражаться и заражать необычными идеями, уметь и позаимствовать, и поделиться. Конечно, очень заряжает смена места, новые сцены, новый зритель. В этом плане значение гастролей трудно переоценить. Засиживаться  на месте – губительно. Мы в последнее время редко выезжали на гастроли. Так что большое спасибо всем организаторам  этого проекта: программа «Большие гастроли» реализуется Росконцертом согласно Всероссийскому гастрольно-концертному плану Министерства культуры России.

«Мои преподаватели – мастодонты»
– На просторах интернета можно найти историю, что вы попали в театр случайно – не хотели идти в армию. Так ли это?

– Не совсем так. Я не хотел идти в армию и не хотел учиться в стандартном учебном заведении, слушать лекции за партой. Случайно я увидел объявление в местной прессе о том, что впервые объявляется набор на актерский курс ГИТИСа, открытый при Сургутском театре. А на прослушивание пошел осознанно. Подготовился: выучил басню, стихотворение, песню. Правда, рассказал все ужасно, спел «Я иду, шагаю по Москве...» тоже посредственно. Но меня взяли. Взяли из-за роста и телосложения – я был худой. А еще сказали, что из меня «можно что-то слепить». Наш первый актерский курс и составил первую труппу Сургутского театра.

– После учебы в Сургуте удалось ли продолжить обучение в столице?

– В этом не было необходимости. Нам очень повезло, потому что с нами занимались лучшие театральные педагоги страны. Ну представьте, руководителем курса был заслуженный артист России, лауреат государственной премии РСФСР Борис Голубовский. Преподавал у нас и Олег Кудряшов, заслуженный деятель искусств России, тоже лауреат множества премий. Это профессора ГИТИСа,  сильные преподаватели, мастодонты театральной педагогики.

Не обучать, а делиться знаниями
– Когда вы только начинали творческую деятельность, была ли мечта стать известным, узнаваемым актером?

– Думаю, что в начале карьеры я в меньшей степени мечтал о славе. А в большей степени нащупывал свои пределы: узнавал, на что способен, чего могу достичь… Вообще мне повезло в плане карьеры, я оказался в нужное время в нужном месте. Театр, созданный в Сургуте в 1999 году, – это был первый театр города. И все актеры тоже были первыми для Сургута. Мы были интересны. Мы устраивали перформансы и флешмобы – этого до нас тоже никто не делал. Например, перед премьерой спектакля «Ричард III» мы устроили флешмоб около «Камертона»: прошлись на лошадях и с факелами, в театральных костюмах. Представляете, как это было зрелищно!  

– Есть желание работать со студентами?

– Считаю, что к этому я еще не готов. Я бы мог, безусловно, делиться опытом, проводить тренинги на раскрепощение. Вообще нашей профессии нельзя научить, можно только самому научиться… Вот открылась у меня режиссерская жилка – я бы хотел и в этом направлении развиваться.

– На мой взгляд, режиссер – это очень основательная профессия. Много граней: и замысел спектакля, и отбор актеров, и работа с текстом.

– Это ужасная профессия. Ведь когда все плохо – виноват режиссер, а когда все хорошо – отлично сыграли актеры.

Бывает, что очень сложно работать с актерами, ведь они не все такие хорошие (смеется). Некоторые могут тебя проверять и испытывать твое терпение, требуя объяснения тем или иным режиссерским ходам. И самое главное – всем участникам спектакля необходимо ответить на вопрос: зачем ты делаешь этот спектакль? Как правило, и себе-то сложно ответить на него. Но как только ответ находится, пазлы складываются и работа ладится. Хотя поиск ответа – это те еще круги ада.  

Со 2 по 4 сентября 2022 года на сцене Сургутского театра состоялись гастроли Московского театра Et Cetera под руководством Александра Калягина: прошли показы спектаклей «Стакан воды», «В зоне доступа», «Лодочник». Иван Косичкин перед сургутским зрителем предстал как актер в спектаклях «Стакан воды» и «В зоне доступа", и как режиссер – в постановке «Лодочник».