Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

ДАВИД СМЕЛЯНСКИЙ: "В нашей профессии имя дороже денег"

Елена Федоренко
"Культура" , 29.09.2005
В Калининграде в разгаре Фестиваль искусств "Балтийские сезоны", который проводит Российское государственное театральное агентство, возглавляемое Давидом СМЕЛЯНСКИМ. Сегодня он - известный продюсер, автор множества успешных проектов, заслуженный деятель искусств России, первый лауреат "Дягилевской премии" в России, кандидат искусствоведения, профессор РАТИ (ГИТИС). В качестве продюсера Давид Яковлевич сотрудничал со многими звездными труппами, работал с Аркадием Райкиным и Сергеем Юрским, Александром Калягиным и Глебом Панфиловым, Галиной Вишневской и Мстиславом Растроповичем, Робертом Стуруа и Гией Канчели, Юрием Темиркановым и Владимиром Спиваковым. Всех не перечислить. Сегодня Давид Смелянский - тонкий ценитель театра, меломан, воспитатель, профессионал, формирующий новые принципы искусства в условиях нового времени, ответил на вопросы нашего корреспондента. - Мы встречаемся накануне Дня музыки, который, кажется, стал уже вашим профессиональным праздником. Ведь в вашей деятельности наметилась тенденция сближения с классической музыкой. Можно ли сказать, что музыка занимает вас сегодня больше, чем что-либо иное? - Вы знаете, меня всегда увлекает в сфере искусства то, чем я еще не занимался. То, что интересно. Например, точно знаю, что меня никогда не увлечет эстрада, особенно в том виде, в каком она бытует в России. Сожалею, но для меня она просто не существует. Классическая же музыка доставляет необычайную радость. Мне действительно стало интересно заниматься музыкой, и свидетельство тому - придуманный мною фестиваль зеепёо", куда Денис Мацуев приглашен в качестве артистического директора. Объясняя, постараюсь выразиться точнее: с моей точки зрения, в звуке больше правды, чем в слове. вызванные словом, конечно, важны, но со временем я все-таки понял, что они вторичны. Эмоции, рожденные музыкой, чище и глубиннее. Второй фестиваль "Crescendo", любимое мое детище, состоится в апреле в Санкт-Петербурге. Запланировано немало интересного: открываться он будет концертом оркестра Юрия Темирканова с участием замечательной молодой виолончелистки Татьяны Васильевой; в Малом зале филармонии пройдут камерные программы, в Большом - вечер памяти Шостаковича, на котором в составе трио выступит Владимир Спиваков в качестве скрипача; в "Октябрьском" прозвучит джаз, в Оперной студии консерватории выступит американский оркестр "Absolute ensemble". Закрываться "Crescendo" будет в Тронном зале Большого Царскосельского дворца концертом Владимира Спивакова с Денисом Мацуевым и Сергеем Накоряковым. Помимо музыкальных вечеров, будет открыта выставка "Арт-Crescendo" с представлением работ молодых художников Петербурга. Не за горами 2007 год, год столетия первых русских филармонических концертов, с которыми познакомил Париж Сергей Дягилев. Они назывались "Русские исторические концерты", и я хочу вывезти в Париж молодую команду музыкантов, показать, что произошло с русской исполнительской школой за пролетевший век. Так что, вы правы, музыка, бесспорно, вызывает во мне интерес, но и театральной деятельностью продолжаю заниматься активно, как, впрочем, и кино. А музыка - особая статья, такая новая старая любовь. - Симфоническая музыка, оркестры - это довольно сложная сфера, и, наверное, вы это ощущаете в работе... - Оркестр - это прежде всего его главный дирижер. Я работал с Федосеевым, Ростроповичем, Темиркановым, Спиваковым, Горенштейном, а на подготовке музыкального действа на Красной площади, посвященного 850-летию Москвы, - с Гергиевым. Так что по опыту знаю, что отношения с оркестром зависят от личности главного дирижера. Как он тебя видит и преподносит - так будут относиться и оркестранты. Наиболее длительный период сотрудничества был с маэстро Ростроповичем, когда мы готовили концертное исполнение оперы Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" - сначала в Санкт-Петербурге, потом в Москве. Мы тогда полтора месяца жили в Питере, и я видел, как шаг за шагом маэстро выстраивал отношения с музыкантами. Для того чтобы получить результат, дирижер должен победить оркестр, сделать так, чтобы артисты оркестра ему поверили. Вы же знаете, что оркестранты - люди точные и злые на язык, и если они прилепят к тебе какое-то определение, то его уже не содрать и не отмыть. Потом был замечательный самарский опыт мировой премьеры оперы Сергея Слонимского "Видения Иоанна Грозного". Ростропович - музыкальный руководитель и главный дирижер, Роберт Стуруа - режиссер-постановщик, Георгий Месхишвили - художник-постановщик. Оркестр театра не привык к требованиям, которые предъявлял Ростропович, и Мстислав Леопольдович просто выжимал из музыкантов понимание. Иногда казалось, что и певцы впервые узнали, что существует оперная режиссура, они сопротивлялись, доходило до грубости и хамства. И все-таки их удалось убедить. - Публика небольших городов отравлена эстрадой, и зрители в основной своей массе настроены получать удовольствие и развлекаться, ведь так? - Нет, не совсем так.- Но я сама видела пустые залы на симфонических концертах в провинциальных городах. Как вы с этим боретесь? Ищете свою аудиторию или перевоспитываете? - Перевоспитываю. В прошлом году в Калининграде я выбрал неправильную политику и был за нее наказан. Мы привезли Большой театр и задрали цены на билеты. Зритель билеты по 2000 - 3000 рублей не раскупил, и я понял, что нужно менять все на ходу. Забил зал до отказа, зрители висели на люстрах, пригласив бесплатно все музыкальные училища и школы, - все равно я уже "попал". И на следующий спектакль билеты раскупили. Похожая ситуация привлечения зрителей была в этом году с "Альциной" Латвийской Оперы - первый спектакль в основном слушали школьники, студенты и пенсионеры, приглашенные бесплатно. А на второй люди уже бились за билеты. В этом году привез Большой театр с "Жизелью" и "Иолантой". Решил продавать билеты сначала только на второй спектакль, на "Иоланту", а "Жизель" объявил "проданной". Когда продали второй спектакль, начался ажиотаж вокруг отсутствия билетов на балет. Оба спектакля были проданы просто под завязку. После первого калининградского концерта в кафедральном соборе оркестра Спивакова с достаточно сложной программой Георгий Агеев, директор оркестра, спросил: "Не очень ли серьезная у нас программа?" Я ответил, что это замечательно, потому что если мы говорим о возрождении России, то начинать надо с провинции и на нынешнем этапе стоит приучать публику слушать хорошую музыку. - А все-таки может ли искусство окупаться? - Нет. Не может, и симфоническая музыка - самая уязвимая в этом плане. На концерты классической музыки нельзя задирать цены, на них денег не сделаешь, дорогие билеты раскупаются только на эстрадных звезд. - Вы все время обращаетесь к Калининграду. На сегодняшний день фестиваль "Балтийские сезоны",видимо, - самый важный для вас проект? - Он действительно сейчас в зените. Недавно завершился Кинофестиваль "Балтийские дебюты". В дни празднования 750-летия Калининграда Большой театр показал "Иоланту" и "Жизель". "Балтийские сезоны" открылись концертами Национального филармонического оркестра с Владимиром Спиваковым. В программе: «Вишневый сад" Эймунтаса Някрошюса, спектакли Евгения Гришковца, Латвийская Опера с "Альциной" Генделя, Молодежный театр Оскараса Коршуноваса из Литвы с "Ромео и Джульеттой", Оркестр Лундстрема под управлением Георгия Гараняна с Денисом Мацуевым, который будет играть джаз. Приедет также театр "Аркадия" со спектаклем для детей, Лев Додин с "Московским хором", "Шейлок" Театра "Et Cetera" в постановке Стуруа с Калягиным и Филиппенко в главных ролях и "Чайка" Андрея Кончаловского. Помимо "Балтийских сезонов", готовим праздник "День славянской письменности и культуры", который пройдет 24 мая и, как обычно, будет транслироваться по телеканалу "Культура". Это торжество ежегодно проводится в День равноапостольных Кирилла и Мефодия в одном из городов России: по решению Оргкомитета Государственной думы в этом году - в Ханты-Мансийске. Сейчас запускаю фильм, режиссером-постановщиком которого будет Александр Калягин(*). И поскольку я еще сотрудничаю с ним как генеральный продюсер Театра "Et Cetera", то мы сейчас и заняты тем, что переносим все спектакли в новое здание, на новую сценическую площадку. Это достаточно кропотливый труд. Недавно вернулся из Петербурга с юбилея Кирилла Лаврова, после которого состоялась встреча с Юрием Темиркановым. Филармония закрывается на ремонт месяца на 3 - 4, и нам предложено эксклюзивное право туров оркестра по России. В этом же направлении мы активно сотрудничаем с Большим театром. А весной я выпустил свой курс продюсеров в ГИТИСе и набрал новых ребят. Как видите, дел много. Все, кто слышал ваши выступления, знают, что ваш кумир - Дягилев. Неслучайно Мстислав Ростропович назвал вас "Дягилевым наших дней". Как известно, Сергей Павлович был продюсером-одиночкой. Как предпочитаете работать вы: командой или один? Мой добрый знакомый, обсуждая возможности сотрудничества одного человека со мной, назвал меня "волком-одиночкой". Думаю, был прав. Продюсерство - не командное дело. Бывает, правда, когда один проект осуществляется целым объединением, но это - редкие исключения. Что такое продюсирование? Это возникшая в тебе идея, нахождение сподвижников, финансов, правильное определение того социально-культурного слоя, которому будет адресован проект, его постановка (я имею в виду постановку его на ноги, подбор творческой команды), а также все, что связано с промоушеном, рекламой и, конечно, прокатом. Студентам в институте, читая спецкурс "Продюсерский театр", не устаю повторять: "Вы должны понимать, что выступаете в одиночку во всех ипостасях. Все будут стараться как можно больше денег у вас отнять. Для этого вы должны владеть вопросами техники и технологии сцены, разбираться в художественных проблемах, - во всем, из чего состоит театр или тот вид художественного творчества, которым вы будете заниматься". На работу в Российское театральное агентство, которым я руковожу, при обилии воплощаемых проектов ходят всего шесть человек, которые получают зарплату. Учтите и размах этих мероприятий - в празднике российской письменности, например, полторы тысячи участников! Другой вопрос, что за годы работы сложились крепкие отношения с партнерскими фирмами, которым я доверяю и которые работают со мной от проекта к проекту. У меня была возможность убедиться в их преданности и понять, что все идет правильно. - Не расскажете ли, о чем идет речь? - Несколько лет назад я делал у стен Святогорского монастыря (а эти места связаны и с Пушкиным, и с Мусоргским) грандиозное зрелище - Большей театр показывал "Бориса Годунова". Был рассчитан бюджет. Часть средств выделил федеральный бюджет, значительную долю должны были дать спонсоры. Когда уже вся техника выехала в Псков и начались работы, то, прошу прощение за терминологию, меня "кинули" спонсоры. Просто не дали денег. Проект состоялся, мне надо рассчитываться со всеми субподрядными фирмами, которые я вез из Москвы, за гигантскую работу по созданию уникальной инфраструктуры. Я их собрал и сказал: "Ситуация сложилась таким образом, что я не могу с вами рассчитаться. Готов отвечать в любом виде, какой вы изберете, вплоть до заклада квартиры". Они попросили меня выйти, и буквально через 5-10 минут технический директор позвал меня и сказал: "У вас какое-то странное мнение о нас. Неужели вы могли подумать, что мы будем у вас требовать деньги? Когда сможете, тогда и рассчитаетесь. Деньги мы зарабатываем на других проектах, а этот делали для того, чтобы получить удовольствие от искусства". В этом году я закончил рассчитываться по долгам. К чему я это рассказываю? К тому, что очень важно правильно установить взаимоотношения. .Александр Бенуа, который, как известно, был близким другом и сподвижником Дягилева (многие идеи принадлежали ему, а не Сергею Павловичу), говорил о том, что будь у нас хоть тысячи идей, мы бы ни одну из них не реализовали, не будь среди нас Сергея Павловича с его энергией, талантом и умением лровоцировать на творчество. Ни в коей мере не хочу отождествлять себя с Дягилевым, но человек, который занимается продюсированием, должен владеть знаниями и никогда не обманывать. В нашей профессии имя дороже денег. - Может ли вас привлечь чужой проект? - Продюсера, конечно, могут пригласить на реализацию проекта, правда, у меня таких случаев практически не бывало. Приглашают часто: "Посмотрите, у нас есть замечательный спектакль". Прихожу, смотрю и отказываюсь,потому что люблю заниматься своим, мне тяжело полюбить чужое. - Большие фестивали на чем держатся финансово? - По-разному. - Например, Калининградский? - Фестиваль финансируется из федерального бюджета. У нас еще, прошу прощения, экономические законы слишком несовершенны. Например, суточные - 100 рублей. Ну что можно съесть на эти деньги? Предположим, кефир и хлеб. Как на таком пайке работать духовику? А гостиницы по 550 рублей - найдите такую в Калининграде. Приходится решать эти проблемы. Ведь оркестр, будь то коллектив Спивакова или Темирканова, надо достойно поселить и полноценно, три раза в день, кормить музыкантов. Поэтому все время ищем спонсоров. - Как возникла идея фестиваля? - История его возникновения началась с визита Президента в Калининград. Владимир Владимирович встретился со студентами университета и, отвечая на вопрос о праздновании 60-летия Калининградской области и 750-летия города, пообещал юбилейные программы. В результате вышел указ о праздновании юбилеев города и области в 2005 и 2006 годах. Были созданы оргкомитет и экспертная группа, в состав которой вошел и я. Михаил Швыдкой, в ту пору министр культуры, посоветовал создать нечто постоянно действующее. Так родились «Балтийские сезоны". В первый год приходилось преодолевать и полное безразличие финансовой элиты, и недоверие зрителя. Потому что их не раз обманывали: то халтура, то третий состав, то фальшивые билеты. Привозили антрепризные спектакли и... Не хочу плохо говорить об уважаемых мною коллегах, но в большинстве своем антрепризы в том виде, в каком они существуют сегодня, рассчитаны на то, чтобы в один и тот же город не возвращаться. Приезжают замечательные артисты и без декораций, в костюмах, как из подбора, на незнакомой сцене играют. Поэтому я, собственно, и перестал заниматься антрепризой. У каждого спектакля должен быть свой дом, спектакль не должен бродить с площадки на площадку, каждый раз пристраиваясь заново. Я отвлекся. Так вот, в Калининграде ко мне подошла одна билетерша (а гардеробщицы и билетеры -особая порода театральных людей, они первыми улавливают атмосферу) и спрашивает: "А правда ли приедет сам Темирканов и с первым составом оркестра?" Зрители нам не верили поначалу, их слишком часто обманывали. Святослав Бэлза в одном из интервью сказал, что на первых "Сезонах" мы так высоко подняли планку, что вряд ли сможем соответствовать такому уровню в дальнейшем. Но мы стараемся поднимать эту планку все выше и выше. В том числе и за счет приглашения зарубежных коллективов. - Продюсер, антрепренер, менеджер - в чем разница? - Продюсер - генератор идей, вдохновитель, организатор. О его роли я уже говорил. Менеджер - это наемный управленец любого из подразделений. С ним заключается договор, определяются его права и обязанности, и он должен их выполнять. Антрепренер - человек, создающий спектакль в рамках существующей формы, а импресарио занимается прокатом. В ту минуту, когда создается произведение, продюсер может превратиться в антрепренера сам. Это - кратко, а подробно я написал в своей книжке. - Система продюсирования не противоречит ли традиции? Улучшили ли продюсеры репертуарный театр, не перекрыли ли ему кислород? - Я - сторонник того, чтобы существовали все административно-хозяйственные виды театра. И репертуарный театр, и антрепризы, и продюсирование. Должно быть здоровое переливание крови. Все должны дышать друг другу в затылок, от этого только фигура стройнее... Меня часто спрашивают, не опасаюсь ли я конкуренции. Нет, не боюсь. Не потому, что уверен в себе безоговорочно. Боже сохрани, и у меня бывают неудачи. Просто считаю, что чем больше, тем лучше. Тогда есть драйв и адреналин. Во-вторых, все почему-то забывают, что весь российский театр, за исключением императорских театров, был антрелризным, частным. И при этом репертуарным. Хотим мы этого или не хотим, но сегодня возникла ситуация, когда над театром нет никакого дамоклова меча ответственности. Ни творческой ответственности у художественного руководителя или режиссера - перед зрителем. Ни экономической - за наличие зрителя или его отсутствие. Не считаю, что надо уничтожить репертуарный театр. Ни в коем случае. Но должна появиться некая система координат, в которой все за все будут отвечать. Нести ответственность. Не буду называть фамилии, но когда глубоко уважаемый мною режиссер, один из корифеев российского театра, заявляет с экрана телевизора, что его вообще зрители не интересуют, а интересует только процесс, то я испытываю шок. Не могу этого понять. Как не способен понять и того, зачем сохранять ряд театров как репертуарные только потому, что финансово не надо ни за что отвечать? Отказываюсь понимать и спектакли на 13 -15 человек, когда шестнадцатый уже выдворяется из зала, потому что он нарушает художественнее восприятие спектакля. Но и такой театр, наверное, тоже должен быть. Не считаю, что продюсерские проекты способны убить или перекрыть репертуарные театры. Законы жизни и театра неотделимы друг от друга, и роль продюсера с каждым годом будет увеличиваться. Георгий Товстоногов -кто был? Продюсер в самом высоком понимании этого слова. Олег Басилашвили в интервью вспоминает слова Георгия Александровича, сказанные во время последних прижизненных для режиссера гастролей БДТ в Риге: "Будущее - за антрелризным театром. А уж Товстоногов понимал природу театра. Спилберг сам продюсирует и режиссирует. А Спиваков, Гончаров, Марк Захаров? Мы не обсуждаем сейчас творчество каждого - кому-то нравится одно, кому-то - другое, но все театры сегодня немножко продюсерские, антрепризные. Они приглашают режиссеров, актеров, художников со стороны. Олег Павлович Табаков - кто сегодня? Продюсер. Он ищет актеров, ищет пьесы, ищет деньги и делает это в главном репертуарном театре страны. А Александр Калягин? Так что продюсерство родилось не сегодня, просто в настоящее время оно занимает все более активное место. - Продюсерское дело связано не только с высокой концентрацией адреналина в крови, но и с авантюризмом и постоянным риском провала. Какими качествами должен обладать продюсер? - Вообще-то это профессия необычайно тяжелая. Однажды после концерта Спивакова выхожу на улицу и вижу свою сотрудницу, мою выпускницу - она сияет, как солнце. Ей замечательно, а перед этим были невероятно тяжелые дни: вывозили большой коллектив, бесконечные переговоры, поездки в аэропорт. Подошел к ней и говорю: "В нашей жизни будет всего лишь 10 -15 минут счастья, но они компенсируют всю ту тяжесть, которая им предшествовала". - Какими качествами должен обладать продюсер? - Во-первых, верить в победу, быть нацеленным только на успех. Во-вторых, уметь преодолевать трудности и понимать, что его внутренние состояния - это только его проблемы. Ну и самое главное, конечно, - он должен обладать чутьем. Чувствовать, что важно сейчас, что окажется интересным. Конечно, каждый может и ошибиться. - Вы - один из самых успешных продюсеров, и ваших проектов хватило бы на многих. Зачем вам нужно усложнять свою жизнь наукой, студентами, книжками? - Вы не первая, кто задает подобный вопрос. Этим часто интересуются и мои коллеги. Есть масса театров, которые разрушаются в связи с тем, что великие мастера, их руководители, не оставили учеников. Завтрашний день и, поверьте, - это не высокие слова, будет требовать все больше и больше продюсеров. Если еще несколько лет назад мы перед вступительными экзаменами на продюсерский факультет ГИТИСа практически кричали "Ау!", то в этом году конкурс составил 15 человек на место, и не сомневаюсь, что с каждым годом он будет возрастать. Я получаю удовольствие от общения со студентами, мне необычайно интересно превращать детей в профессионалов. К тому же так сложилась жизнь, что с педагогами, своими нынешними коллегами по ГИТИСу, я нахожусь в контакте очень давно. Есть такая замечательная история. В 1969 году я поступал на факультет экономики и организации театра и кино в ЛГИТМИК, на второй набор. До этого я отслужил в армии и должен был либо вернуться в южный город Одессу, откуда я родом, либо поступить в институт. До экзаменов оставалось несколько месяцев, и я пошел работать на стройку разнорабочим. Мы строили Филиал Ленинградского университета в Петродворце. Жил со строителями в общежитии, знаю кровавые воскресенья дней получки, когда ящиками строители покупали портвейн, а потом бились насмерть. Я же сидел и читал книжки. Так вот, после трех коллоквиумов, которые я сдал на пятерки, была устная математика. Открыл билет и понял, что моя жизнь в этом направлении закончилась. Сижу и рисую бессмысленные треугольники. Молодой педагог посмотрел на меня печально: "Вам тройки будет достаточно, чтобы поступить?". Это был Юрий Матвеевич Орлов, нынешний завкафедрой менеджмента сценических искусств ГИТИСа, руководитель моей диссертации. Так сложились мои личные обстоятельства, что после третьего курса я ушел из института и уехал работать в Смоленский театр, куда прибыл с лекциями Геннадий Григорьевич Дадамян. Через 15 минут общения уже казалось, что мы знакомы с ним всю жизнь. Он был стимулом моего восстановления в ГИТИСе на заочном отделении. С этими людьми меня так крепко переплела жизнь, что предложение Орлова о преподавании показалось вполне органичным. Несколько лет я преподавал, а потом набрал свой курс. Это было более десяти лет назад, сейчас ГИТИС стал неотъемлемой частью жизни.