451 по Фаренгейту
Жанр: Фантастика
Перевод повести– Татьяна Шинкарь
16+
В 60-е годы, когда в России появилась книга Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», ее читали все, ее передавали из рук в руки. Сегодня, спустя сорок лет, Московский театр «Et Cetera» взялся перечитать эту культовую повесть и обнаружил, что в предсказаниях известного американского фантаста вырисовываются наши сегодняшние проблемы, общие для всех жителей планеты.
Брэдбери рассказывает фантастическую историю как вполне реальную, захватывающую, как остросюжетный детектив…
Случайная встреча юной девушки и пожарного, сжигающего книги, взрывает запрограммированную жизнь города, где живут люди, которые выполняют исключительно чужие команды, переживают только чужие драмы, глядя на большие экраны телевизоров, расставленных повсюду. Каждый, кто пожелает вырваться из программы, обречен. И все же человек решается на бунт. Его история — это история прозрения и любви, обретения свободы думать, чувствовать, это история погони и смерти.
Огонь, пожирающий культуру, — это метафора, из которой возникает мир Брэдбери. И этот фантастический и такой пугающе реальный мир Брэдбери возникает на сцене, давая зрителям шанс услышать предупреждение заокеанского мыслителя.
Премьера состоялась 22 декабря 2007 года
Продолжительность спектакля 2 часа 20 мин
Пьеса и постановка | Адольф Шапиро |
Сценография и костюмы | Борис Заборов (Франция) |
Художник по свету | Глеб Фильштинский |
Художник-конструктор | Юрий Суханов (Израиль) |
Режиссер-оператор | Александр Шапошников |
Ассистент-технолог по костюмам | Вадим Андреев |
Действующие лица и исполнители: |
|
Монтэг | Данил Никитин |
Жена |
Ольга Котельникова Александра Белоглазова |
Девушка |
Елизавета Рыжих |
Битти |
заслуженный артист РФ Игорь Яцко |
Фабер |
народный артист РФ Михаил Филиппов Александр Ливанов |
Старуха |
заслуженная артистка РФ Мария Скосырева |
Пожарные |
Андрей Кондаков заслуженный артист РФ Сергей Плотников Максим Ермичев Евгений Токарев |
Подруги |
заслуженная артистка РФ Анжела Белянская Анастасия Кормилицына Анна Артамонова |
Пилигримы |
народный артист РФ Михаил Филиппов заслуженный артист Республики Алтай и Тыва Амаду Мамадаков Григорий Старостин заслуженный артист РФ Сергей Тонгур Федор Урекин |
В спектакле звучит музыка:
Concerto Grosso N5 для скрипки, симфонического оркестра
и фортепиано за сценой Альфреда Шнитке,
Концерт для скрипки с оркестром Филипа Гласса
и песня Евгения Бачурина «Первый менестрель»
Пресса:
Рукописи горят (Ольга Галахова, журнал "Станиславский", 22.10.2007)
АДОЛЬФ ШАПИРО: "На Западе я бы Брэдбери не ставил. Только у нас" (Наталия Каминская, "Культура", 06.12.2007)
Сергей Дрейден: Изгнанник (Алла Шендерова, "Ваш досуг", 13.12.2007)
Человек, который хочет быть похороненным на Марсе (Клодин Мюлар (Claudine Mulard), "Le Monde", 28.12.2007)
Разлинованный Брэдбери (Алла Шендерова, "Коммерсантъ", 25.12.2007)
Пожар способствовал (Наталия Каминская, "Культура", 27.12.2007)
В чем ошибся Рей Брэдбери (Марина Давыдова, "Известия", 27.12.2007)
Предупреждение интеллектуалам (Владимир Колязин, "Независимая газета", 27.12.2007)
Пожар в Et cetera (Алена Карась, "Российская газета", 28.12.2007)
Играем Брэдбери (Нина Агишева, "Огонек", 01.01.2008)
Обед с Дантесом (Мария Седых, "Итоги", 20.02.2008)
Пророчества Брэдбери сбылись (Борис Тух, "День за днем", 14.03.2008)
Когда антиутопия становится реальностью (Анжелика Сафронова, Радио «Мир», 17.04.2014)
Это не фантастика, сынок (Глеб Ситковский, "Газета", 27.12.2007)
Очарованный странник на берегу утопии (Алена Карась, "Российская газета", 10.01.2008)
В Америке и рукописи горят (Елена Дьякова, "Новая газета", 10.01.2008)
Анна: "Я выходила из зала театра в полном восторге. Игра актеров, декорации, эффекты, сама постановка, все продумано до мелочей. Думаю, этот спектакль поможет многим задуматься о смысле жизни и что-то изменить в своей жизни."
Маша: "Постановка, на мой взгляд, очень сильная, смотрится на одном дыхании. Наверное, больше всего мне понравилось, что автор постановки строго придерживался сюжета. Очень тонко подмечено - мы должны думать! Думать, анализировать, читать..."
Спектакль, на наш взгляд, очень сильный, философский, по-мужски жесткий. Вышли под сильным впечатлением. Хотелось подумать, обсудить понятые смыслы, героев. Артисты играли великолепно. Эльмо Нюганен (Монтэг) и Игорь Яцко (Битти) были невероятно гармоничны и убедительны в своих ролях. Сын отметил сложность и противоречивость образа Битти, об этом персонаже хочется поразмыслить особо.
Спектакль идет 2 ч. 20 мин. без антракта. И я поняла почему: напряжение по ходу действия нарастает, передается зрителям, прервать это невозможно. Из декораций только стены-экраны и пара стульев. Соединение света, тени, музыки, звуков пролетающих самолетов и вертолетов дает сильный эффект, порой становится то тревожно, то страшно.
Среди зрителей были и взрослые разного возраста, и школьные группы старшеклассников, и много-много родителей с детьми-подростками. Честно говоря, я никогда еще не видела в театре такого количество мальчиков-подростков и юношей. После спектакля, дети обсуждали увиденное, сравнивали с книгой. Это очень ценно, по-моему. Сам театр действительно красивый, хочется туда вернуться. Спектакль рекомендую к просмотру, особенно родителям с повзрослевшими сыновьями.
Спектакль очень волнующий. Фантастика, в которой мы узнаём реальность, ужасает. Актеры с жаром и экспрессией обращают свои слова к зрителям, пытаются достучаться до сердца каждого, чтобы люди поняли, куда катится мир. Чтобы захотелось спасти мир от бездушия и жестокости, доведённых до абсурда. Чтобы люди не забывали волшебной свежести дождя и запаха упавших осенних листьев, прелести человеческого общения, почувствовали гармонию жизни через поэзию и необходимость беречь жизнь человечества, записанную в книгах.
На сцене - минимум декораций, т.к. действующим лицам не нужен настоящий окружающий мир. Они не замечают его. Им нужны телеэкраны с придуманным миром. И они сами становятся куклами в их мире, бездушными и пустыми. Два персонажа - женщины в нелепых костюмах, обвешанные стекляшками-побрякушками, прекрасно иллюстрируют пустоту внутреннего мира. Главные враги бездушного мира - книги. Их пытаются уничтожить, сжечь.
"451 градус по Фаренгейту - температура при которой горит бумага". А может это средняя температура по "больнице", в которой может оказаться мир? Но ведь сказано в другой книге, что "рукописи не горят". Пока остаются те, которые помнят хотя бы одну книгу, и могут рассказать её другим, мир может быть спасён. Спектакль идёт без антракта больше 2 -х часов, чтобы не снижать градуса накала души главного героя (почти 451 по Фаренгейту), который, несомненно, передаётся зрителям.
Замечательная игра актёров! Спектакль доступен для понимания подросткам. Многие из них не любят читать книги, не понимают этой прелести. Спектакль помогает задуматься над этим. Моя дочь эту книгу пыталась читать, но не осилила. Спектакль её очень впечатлил и есть желание книгу всё-таки прочитать. В спектакле показана обыденность многих жестоких моментов: разговоры о гибели подростков, о несчастных случаях с действующими лицами, о гибели животных под колёсами автомашин. Даже сжигание книг - это жестоко. Поэтому возрастной ценз 16 +.
Я рекомендую этот спектакль к просмотру со старшими детьми. В этом театре мы были впервые. Очень красивый и удобный зал. В партере хороший подъём. Нам очень понравился театр. Надеюсь вернутся сюда на другой спектакль.
И я дробил глухую тишь,
И в уши мне врывался ветер.
Ты, город черный, мертво спишь,
А я живу - последний вечер.
Бегу туда, за твой предел,
К пустым полям и чахлым травам,
Где мглистый воздух онемел
Под лунным отблеском кровавым...
Очень правильное произведение для современных подростков. Чтобы задумались об окружающем информационном мусоре, о том, как нам запрещают думать и пытаются загнать как стадо в рамки трех экранов, с которых можно вещать в открытые уши любую пропаганду. Заставить боятся войну, которой нет, создать любого идола, заставить купить любой товар. Даже если это четвертый экран...
Мы ходили с племянницей 12 лет и обе вышли под большим впечатлением. Яцко в роли Битти прекрасен, как черный ангел... Долго потом обсуждали сюжет и мысли автора. Спасибо театру за этот прекрасный спектакль. Рекомендуем. Ценз 10+ оправдан.
Первая сцена- на полотне миражи людей, не оставивших после себя в жизни ничего, не ставших личностями, и один такой мираж, воплотившийся в мыслящую личность - Монтега.
Красивая сцена дождя, обрушение массы испепеленных страниц в конце, остроумные намеки на современное конвейерное искусство", ловко прилепленная проблема "избранного народа" и красочные костюмы. Все это несоменные плюсы постановки, как и игра актеров, особенно исполнителей ролей Монтега: строгого с виду и беззащитного в душе, и брандмейстера Битти: хитрого, умного, страшного.
Очень живым получился и образ Милли: типичная современная домохозяйка, обсуждающая с подругами популярные телесериалы, для которой чтение стало непреодолимо тяжелой умственной нагрузкой.
Но лично меня до глубины души тронул образ Клариссы - грациозной, одухотворенной, не похожей на обитателей того страшного мира. Эта девушка, как яркий одуванчик, который она дарит Монтего. Особенно приятно, что исполнительница роли Клариссы - Елизавета Рыжих, выпускница лицея, в которм я учусь и одноклассница моего брата!!!
Я надеюсь, что у тех, кто посмотрел этот спектакль, особенно у моих сверстников, потребность в чтении и размышлении не иссякнет, а значит книги будут жить, а пожарные будут тушить пожары.
Шутова Ксения, ученица 8 класса.