Подписка на новости
Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

«Орал по радио, что в Сталинграде он…». Российские театры в Одессе пляшут и поют

Мария Гудыма
«Таймер» , 09.09.2013
Восьмоймеждународный театральный фестиваль «Встречи в Одессе» продолжается на сценеОдесского русского драматического театра и дарит незабываемые вечера. Длязрителей это были волнующие переживания, для одесских коллег ещё и блестящиймастер-класс, ведь выступали драматические коллективы, состоящие, кажется,сплошь из великолепно поющих и танцующих актёров. Одесситы ждали встречи с Новосибирским государственным академическимдраматическим театром «Красный факел» как с родным, ведь этот театр родился вОдессе в 1920-м году, в 1932 году переехал в Новосибирск. Спустя 93 годавозвратился на свою историческую родину, к Маме. Сфотографировались все вместена фоне места рождения своего театра, здания, где сейчас располагаетсяВсеукраинский Центр болгарской культуры. Как раз напротив служебного входа врусскую драму. Где довелось выступать!«Красный факел» показал авторский спектакль ТимофеяКулябина и Ирины Ляховской «Без слов», причём это было 99-е по счётупредставление, ещё чуть-чуть, и отметили бы в Одессе круглый юбилейпостановки….  Четыре пары мужчин и женщин молча разыграли десятки сюжетоводной большой лав-стори, и четыре цвета, как четыре времени года окрасилисцену: белый как начало зарождающихся отношений, жёлтый как зрелость намеренийосмелевших влюблённых, красно-огненная страсть и чёрная, словно космическоепространство, и столь же всепоглощающая нежность умудрённых Мужчины и Женщины,чьи судьбы соединились не только в этом свете. Любовные исповеди героевисполнены чувственности. На своей второй родине «Красный факел» даёт этотспектакль при аншлагах, лишний билетик зрители уже устали спрашивать, стараютсябрать загодя.  С успехом показывали «Без слов» на гастролях в Париже,Санкт-Петербурге, Омске, Барнауле, Новокузнецке, а теперь и в Одессе…Украшением фестивальной программы стали двепостановки постоянного и всегда самого долгожданного участника «Встреч вОдессе» — это знаменитый Московский театр Et Cetera под руководством АлександраКалягина. Как и любое неординарное явление, неоднозначно был воспринят публикойспектакль «Морфий» — саундрама по одноимённому рассказу Михаила Булгакова. Частьзрителей сейчас усердно распространяет на различных Интернет-ресурсах отзывы сутверждениями, будто на сцене они увидели «бред». Отчасти они правы, ведьБулгаков(*) описал бред больного человека, морфиниста. Чему же удивляться?Только бред бреду рознь; здесь личность героя определяет – бред этот высокий, истрашные мизансцены предостерегают тех, кто может надумать лечить душевную больнаркотиком.Жуткий лейтмотив «Мо-ор-фи-ий», распеваемыйперсонажами, леденит душу, это один из самых беспощадных приёмов, применённыйрежиссёром Владимиром Панковым в синтезе со многими другими. Главный геройстрадает от разрыва с оперной певицей – она появляется на сцене. Ирина Рындина исполняет отрывки из партии коварной царевны Амнерис из оперы «Аида»(воспоминания о невероятном голосе любимой, её сценическом успехе сводятнесчастного с ума), жестоко хохочет над страданиями друга. А в сценах бредовыхнаркотических видений появляется в сценическом костюме, в окружении «жрецов»(артисты повязывают головы белыми рубашками на египетский манер и поют из тойже «Аиды» лучше иных выпускников консерватории). «Морфий» подробно исследуетраспад человеческой личности, человеческого сознания, используя эстетикутюрьмы, лагеря, окружая персонажей жестяными кружками, ватниками, ушанками,деревянными нарами, из которых выстраивается клетка для изнурённого морфиемдоктора, ставшего больным. Актёр Алексей Черных за исполнение роли доктораПолякова был награждён высшей театральной премией Москвы «Хрустальная Турандот»в Одессе Полякова играл Антон Пахомов – невероятный темперамент,убедительность, высочайшая исполнительская техника с русским сердцем, русскойдушой.Не оценить работу москвичей по достоинству могуттолько либо глухие душевно люди, либо дремучие провинциалы, которые испортилисебе вкус низкопробными комедиями, полагая, что это и есть театр. Также театр Et Cetera представит одесситам музыкальный спектакль «Надежда, вераи любовь» в постановке Екатерины Гранитовой, жанр этого представления колеблетсямежду спектаклем и концертом (ну очень одарены музыкально артисты этоготеатра!), и всё-таки драма тут главенствует.  Песни военных лет висполнении молодёжи – это всегда риск, всегда сравнение с теми, кто пел их нафронтовых привалах. И молодые исполняют так, что старики глотают слёзы.Начинается всё картиной мирной жизни.Танцы на веранде в последний мирный день, девушки вцветастых платьях, парни в кепках и пиджаках. Анжела Белянская, НикитаБыченков, Кирилл Лоскутов, Андрей Кондаков, Наталья Попенко идругие занятые в спектакле «Надежда, вера и любовь» артисты словнооказываются в роковых сороковых, повествуя нам об отважных и смелых, доблестныхи честных воинах – героях, защитивших свою Родину. О том, как они верили в своюстрану, надеялись выжить и победить, как любили и этой любовью были защищены,«мне в холодной землянке тепло от твоей негасимой любви» – какой ещё народ, вкакой другой войне мог это петь?!На сцене словно оживают спектакли фронтовых агитбригад, плакаты и карикатурыКукрыниксов – вот девушка-фронтовичка с приклеенными усами изображает«бесноватого фюрера», а хор с иронией комментирует: «Орал по радио, что вСталинграде он…».Трогательна сцена, в которой солдаты рассказываютдруг другу военные анекдоты – а всё по второму кругу идёт, удивить неполучается… С неба падает парашютист, Второй фронт открыли, и все вслед за нимначинают плясать буги-вуги, и не факт, что у американца получается лучше! Ачечётка двух ребят из морпехоты, исполняющих песенку о калужском и костромскомсолдатиках, которые ползут к своим, оставляя кровавый след на снегу, но другдруга не бросают… А вдовьи частушки о похороненном где-то без гроба«ягодиночке»… И совсем другая тональность: «Брестская улица по городу идёт!».Нету драматической основы у этого спектакля, только песни, только песенныетексты, пропущенные через ум и сердце, донесённые до зрителя с блеском.