Подписка на новости

Подписаться на новости театра

Поиск по сайту
Версия для слабовидящих
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

23.10.2024 Александр Калягин и его театр очаровали алматинцев Московский комсомолец (Казахстан) 22.10.2024 Будем дружить театрами Елена Брусиловская , Казахстанская правда 18.10.2024 На сцене Театра Лермонтова - гастроли Театра Et Cetera Ассоциация деятелей русских театров зарубежья 15.10.2024 Театр Et Cetera выступит в Казахстане Редакция портала «Русский мир» 13.10.2024 Театр "Et Cetera" повезет два спектакля в Алматы Театрал 03.10.2024 Московский театр Et Cetera проведет "Большие гастроли" в Алматы Sputnik Казахстан 28.08.2024 Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон Театральный журнал 28.08.2024 В Et Cetera объявили планы на сезон Нина Дымченко , Театрал 28.08.2024 Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров Зоя Игумнова , Известия 20.06.2024 Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera Маргарита Петрова , Самарская газета 19.06.2024 Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму Ирина Чечурина 12.06.2024 Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща Россия-Самара 14.05.2024 "Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю" СИНЬХУА Новости 07.05.2024 В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы" Театрал 29.03.2024 «Любовная досада» в театре Et Cetera Story 26.03.2024 «Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг Ирина Аренкова , Musecube 01.03.2024 Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло Софья Малинникова , Театрал 14.02.2024 Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera Татьяна Филиппова , Газета "Культура" 25.01.2024 «Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera Наталья Анисимова , Musecube 25.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах» Оксана Есипова , Musecube 23.01.2024 «Чайная» в театре Et Cetera Story 19.01.2024 Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera Лидия Широнина , Москва 24 19.01.2024 Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera» Театр To Go 17.01.2024 Знать о жизни самое простое Марианна Власова , Независимая газета 16.01.2024 В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная" ТАСС
Пресса

Поэзия и проза как атомы человеческого сознания

Дарина Копытова
Год литературы , 18.05.2022
Вечер «Поэзия. XXI век» «Поэзия время прозы» прошел в театре «Et Cetera»: смесь лирики, перформанса и кукольного театра

Тема вечера — «Поэзия время прозы». Актёры театра — Анастасия Шумилкина, Кирилл Щербина, Елизавета Рыжих, Евгений Токарев, Сергей Тонгур, Наталия Житковая, Евгений Шевченко, Александра Белоглазова, Егор Гордиенко и Артём Блинов озвучивали прозаические тексты современных поэтов — Виталия Пуханова, Ольги Седаковой, Дмитрия Данилова, Анны Аркатовой, Дмитрия Воденникова, Леры Манович, Евгения Бунимовича, Аллы Горбуновой, Юрия Арабова и Алексея Паперного. Самих же авторов не ограничивали: они могли прочесть в любом количестве как прозу, так и стихи.

Малый зал «Et Cetera» оказался набит — проект, созданный Ольгой Матвеевой и проводимый при поддержке ассоциации «Культурная инициатива», привлёк множество зрителей, особенно молодых — как громкими литературными именами, так и необычностью формата.

Композиционно вечер оказался построен так же, как и в предыдущие годы: вначале актёры читали прозаический текст поэта, далее звучало авторское исполнение. Причём некоторые актёры сразу начинали с декламации, озвучивая имя автора лишь в конце, так что зритель должен был угадывать, чей текст звучит со сцены, чью стилистику обыгрывают в данный момент актёры.
Это напоминало теннисный матч — актёры давали авторам подачу, те же, в свою очередь, возвращали «мяч» артистам.
На стыке авторского и актёрского рождалась истина: читки такого рода выявили не только разницу интонаций, но и взгляд на творчество авторов как бы со стороны. Оказалось, что прозаические тексты поэтов заметно отличаются от их же поэтических, как стилистически, так и тематически.

Открыл вечер юмористический отрывок из книги воспоминаний Евгения Бунимовича «Девятый класс. Вторая школа», артистично прочитанный Артёмом Блиновым: «Учитель литературы сперва заинтересовал меня разве что тем, что много курил, причём не как все, а через забавную трубочку...» Заманчивое начало — зрители уже вовлечены и смеются: искренность наивного героя, рассуждающего о том, как впервые признаваться в любви, моментально отозвалась в душах зрителей.

После чего актёр передал эстафету самому автору — Евгению Бунимовичу, прочитавшему три стихотворения. Первое — из цикла «Записки на полях старых тетрадей», с говорящим названием «Стихи учителя математики, написанные во время проведения контрольных работ». С 1982 года Е. Бунимович работал учителем и познал все горести и прелести школьного преподавания: «Я работаю в школе, которую сам сочинил — очевидно, сказалась привычка к дешёвым школярским обедам...» Второе стихотворение навеяно воспоминаниями о ковиде и самоизоляции, во время которой уличное пространство лирического героя было ограничено балконом — поэт заболел месяц назад, когда «это уже было неловко»:

студент на самоизоляции

сидит с топором

не выходит из каморки

дабы не заразить старуху-процентщицу...

Третье стихотворение из поэтической книги «Избранное», посвящённое Юрию Арабову, отличалось математической вольностью, развеянной по ночному пространству города:

ночью все кошки серы все города красивы

все странники оцифрованы все смыслы обречены...

На сцену вышел актёр Сергей Тонгур, с напором прочитавший отрывок Юрия Арабова о феномене Ленинградского рок-клуба, постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью», а также о связи эго и поэзии: «Не люблю мемуаров, поскольку, что бы ни вспоминал, всегда говоришь о себе любимом...»

С включившегося вдруг экрана зазвучал твёрдо и несгибаемо авторский стих в исполнении самого Юрия Арабова: «Я выбью зубы тебе, паскуда, || сгоню родню с лопухов и грядок!..» («Заклинание комара»).

Атмосфера смягчилась, когда Анастасия Шумилкина весело и непринуждённо прочла сатирический отрывок Леры Манович о тяжком бремени девочки, отправленной в музыкальную школу: «На первом занятии выяснилось, что, во-первых, моя учительница — злобная беременная тётка...» (рассказ «Как я перестала играть на скрипке»).
Когда Лера Манович, выйдя на сцену, подтвердила: «Добрый вечер. Да, правда — перестала», — зал зааплодировал. Писательница спокойным тоном прочла два стихотворения в той же стилистике — краткий верлибр «Толстой» об экскурсии в Ясную Поляну

…один маленький мальчик плакал и кричал,
что не хочет смотреть,
как жил великий писатель

и «Леруа Мерлен» («Жизнь моя проносится, звеня, как тележка с красками и тленом...»). Лера Манович добавила, что ей советовали работать на контрасте, поэтому автор прочла ещё два стихотворения, стилистически выбивающихся из предыдущих плотной образностью и надрывом — «Из контурной карты изъята...» и «О главном».
Перетекая в тонкие материи, актриса Александра Белоглазова прочла отрывок из рассказа Ольги Седаковой «Угловая улица» о детском мозаичном восприятии бабушкиного очага — месте светлом и знакомом каждому («Я любила этот дом, как человека»).

Гармонично входя в созданный актрисой лирический настрой, на экране появляется Ольга Седакова и зачитывает под музыку стихотворение из цикла «Если это не сад» («Неужели, Мария, только рамы скрипят, только стекла болят и трепещут?»). Поэтесса голосом расставляет нужные акценты в своей привычной для зрителя манере — плавной и сдержанной.
Елизавета Рыжих темпераментно врывается в лирический поток с прозой Аллы Горбуновой (отрывок из книги "Лето"). Перемещаясь босиком по сцене или лёжа на полу, актриса энергично изображает говорящие части тела:

…ты можешь подслушать мысли ноги, мысли руки, мысли
большого пальца, мысли каждой молекулы, каждого атома...

Вдруг к ней присоединяются другие актёры — под созданный ими ритм и таинственное мычание, напоминающее индейские мотивы, актриса изображает ведьму-заклинательницу.
Алла Горбунова, напротив, прочла стихотворения более тяжеловесные, свинцовые, напоминающие переплетённые между собой, как косы, скандинавские сказания — «Слёт экстрасенсов на небесах» и «Кукушкин мёд»:

…вот ты пришёл, давай кукушкин мëд
а ты в ответ: вот боль моя и слëзы...

Наталия Житкова меняет общую тональность вечера отрывком из рассказа Анны Аркатовой «Три дня блондинки»: «В выходной день самое главное — выйти из дома. И не то чтобы как можно раньше, а просто хотя бы выйти. Мусор вынести, например, или лук купить внизу». Легкое натуралистическое бытописание исподволь дополняется философскими надстройками. Так же и читается — свободно, раскованно.
Анна Аркатова, с улыбкой встав из-за стола, подходит к микрофону и зачитывает четыре рельефных стихотворения «Встреча», «Кино», «Субботнее, кажется, утро…» и «Сад»

Мы гугукаем
как совы,
Как немая и немой.
Это слива? Это слово.
Это счастье боже мой.

Автор перекатывает слова, как игрушечные шарики — выпуклые, как лингвистический калейдоскоп.
Поэтессу сменяет Евгений Токарев — актёр драматично, с возрастающим накалом зачитывает главу из романа Дмитрия Данилова «Горизонтальное положение», периодически снижая напряжение интонационно — давая зрителям перевести дух («Выхино — довольно-таки отвратительное место. Два огромных рынка. На одном торгуют тряпьем, на другом — так называемыми продуктами»).
Затем на сцену выходит Дмитрий Данилов, продолжая читку того же романа, но в кардинально другой, выверенной тональности, соответствующей апатичному самоощущению героя («Ты — один из миллионов, капля в море, песчинка в пустыне. Взять и принять горизонтальное положение — так ведь проще»).

Плавно перешли к драматургии: Кирилл Щербина разыграл пьесу Алексея Паперного «Макет»: актёр вынес на сцену раздвигающийся пополам макет дома, вручил другому актёру плафон аки Луну и в традициях кукольного театра живо обыграл любовную драму — с использованием тряпочных человечков и игрушечной мебели. Периодически, отображая грозовые раскаты, то затихал, то вспыхивал сценический свет — так и в отношениях — от счастья к непреодолимому горю, от раската к раскату.
На экране появился сам Алексей Паперный — и заиграл меланхоличную «Скажи легко»:

То это дым
То это снег
С тобой навек
С тобой навек...

Егор Гордиенко прочёл отрывок из рассказа Дмитрия Воденникова «Бабушкина шкатулка» — герой, обнаружив, выбрасывает её вместе со всякой всячиной, но, предавшись воспоминаниям, возвращается и силится выцепить шкатулку из железной мусорной клетки. Интонационно артист раскачивается, как и сам текст — комедийное начало переходит в драматичный финал: герой ощущает невозвратность времени, человека, эпохи: «Ни окликнуть, ни прощения попросить, ни обнять перед вечной разлукой, ни из помойки вытянуть. Только эти колокольчики в мусоре, только эта музыка в снегу».

Дмитрий Воденников, в свою очередь, читает стихи из книги «Черновик», как бы утверждая невоскрешимость ушедшего и вечность настоящего: «Так что постарайтесь жить — по возможности — радостно, || будьте, пожалуйста, счастливы и ничего не бойтесь...»

Наталия Житкова и Евгений Шевченко, подытоживая, разыгрывают афористичные диалоги из хроник Виталия Пуханова о мальчике и девочке: «Один мальчик мечтал познакомиться с поэтами. Его отвели в грязный подвал, где он увидел кучку пьяных карликов, заикающихся, с трясущимися руками. Мальчик подумал, что его зло разыграли, и хотел убежать, но один карлик схватил его за руку и приказал ждать. Поэты стали читать стихи, и каждый превращался в прекрасного принца, или в мужественного воина, или в длинноногого путешественника, а мальчик смотрел завороженно и сказал: да, я знал, поэзия — это волшебство!» Млеющий зал отзывчиво хохочет, требуя продолжения, но вечер подходит к концу.
Виталий Пуханов завершает поэтический вечер концептуальными стихами об ономастике, Гагарине и Боге. Интонация автора однозвучно-напевная, обращённая одновременно ко всем и каждому:

В роковом испытательном полёте
Гагарин признался Серёгину:
"Я тогда видел Бога"
"Что, что?" — не расслышал Серёгин.
"Я тогда видел
Бога!" — повторил Гагарин,
Но они уже падали.

Участники проекта в который раз подтвердили: поэзия и проза как две стороны живого литературного мира не просто синтетичны, они равновелики. И, как выяснилось на четвёртом вечере «Поэзия. XXI век», могут сходиться в единой точке, называемой человеком.

Источник: https://godliteratury.ru/articles/2022/05/17/poeziia-i-proza-kak-atomy-chelovecheskogo-soznaniia