23.10.2024
Александр Калягин и его театр очаровали алматинцев
Московский комсомолец (Казахстан)
22.10.2024
Будем дружить театрами
Елена Брусиловская ,
Казахстанская правда
18.10.2024
На сцене Театра Лермонтова - гастроли Театра Et Cetera
Ассоциация деятелей русских театров зарубежья
15.10.2024
Театр Et Cetera выступит в Казахстане
Редакция портала «Русский мир»
13.10.2024
Театр "Et Cetera" повезет два спектакля в Алматы
Театрал
03.10.2024
Московский театр Et Cetera проведет "Большие гастроли" в Алматы
Sputnik Казахстан
28.08.2024
Дюрренматт, Бергман и сказки для детей. Et Cetera открыл 32-й театральный сезон
Театральный журнал
28.08.2024
В Et Cetera объявили планы на сезон
Нина Дымченко ,
Театрал
28.08.2024
Сезон с охотой: Малый театр и Et Cetera ищут молодых режиссеров
Зоя Игумнова ,
Известия
20.06.2024
Александр Калягин: «КЛАССИКА НАС СПАСАЕТ». Большие гастроли» театра Et Cetera
Маргарита Петрова ,
Самарская газета
19.06.2024
Ревизор Александр Калягин приехал в Самарскую драму
Ирина Чечурина
12.06.2024
Александру Калягину в Самаре вручили «Жигулевское» и волжского леща
Россия-Самара
14.05.2024
"Мы не играем китайцев, мы рассказываем общечеловеческую историю"
СИНЬХУА Новости
07.05.2024
В "Et Cetera" исполнят "Музыку Победы"
Театрал
29.03.2024
«Любовная досада» в театре Et Cetera
Story
26.03.2024
«Любовная досада»: дарит только положительные эмоции и восторг
Ирина Аренкова ,
Musecube
01.03.2024
Маленький человек остается крошечным даже в увеличительное стекло
Софья Малинникова ,
Театрал
14.02.2024
Не дай вам Бог жить во время перемен: спектакль «Чайная» в Et Cetera
Татьяна Филиппова ,
Газета "Культура"
25.01.2024
«Чайная»: Год Китая в России. Китайская пьеса, китайский драматург и китайский режиссер в Театре Et Cetera
Наталья Анисимова ,
Musecube
25.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera: «Мы не говорим о государственных делах»
Оксана Есипова ,
Musecube
23.01.2024
«Чайная» в театре Et Cetera
Story
19.01.2024
Премьера спектакля "Чайная" прошла в столичном театре Et Cetera
Лидия Широнина ,
Москва 24
19.01.2024
Время пить чай. Премьера спектакля режиссера Ичэнь Лю в театре «Et Cetera»
Театр To Go
17.01.2024
Знать о жизни самое простое
Марианна Власова ,
Независимая газета
16.01.2024
В Москве театр Et Cetera покажет спектакль "Чайная"
ТАСС
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2000
1999
1998
1997
1996
1995
Поэзия и проза как атомы человеческого сознания
Дарина Копытова
Год литературы ,
18.05.2022
Вечер «Поэзия. XXI век» «Поэзия время прозы» прошел в театре «Et Cetera»: смесь лирики, перформанса и кукольного театра
Тема вечера — «Поэзия время прозы». Актёры театра — Анастасия Шумилкина, Кирилл Щербина, Елизавета Рыжих, Евгений Токарев, Сергей Тонгур, Наталия Житковая, Евгений Шевченко, Александра Белоглазова, Егор Гордиенко и Артём Блинов озвучивали прозаические тексты современных поэтов — Виталия Пуханова, Ольги Седаковой, Дмитрия Данилова, Анны Аркатовой, Дмитрия Воденникова, Леры Манович, Евгения Бунимовича, Аллы Горбуновой, Юрия Арабова и Алексея Паперного. Самих же авторов не ограничивали: они могли прочесть в любом количестве как прозу, так и стихи.
Малый зал «Et Cetera» оказался набит — проект, созданный Ольгой Матвеевой и проводимый при поддержке ассоциации «Культурная инициатива», привлёк множество зрителей, особенно молодых — как громкими литературными именами, так и необычностью формата.
Композиционно вечер оказался построен так же, как и в предыдущие годы: вначале актёры читали прозаический текст поэта, далее звучало авторское исполнение. Причём некоторые актёры сразу начинали с декламации, озвучивая имя автора лишь в конце, так что зритель должен был угадывать, чей текст звучит со сцены, чью стилистику обыгрывают в данный момент актёры.
Это напоминало теннисный матч — актёры давали авторам подачу, те же, в свою очередь, возвращали «мяч» артистам.
На стыке авторского и актёрского рождалась истина: читки такого рода выявили не только разницу интонаций, но и взгляд на творчество авторов как бы со стороны. Оказалось, что прозаические тексты поэтов заметно отличаются от их же поэтических, как стилистически, так и тематически.
Открыл вечер юмористический отрывок из книги воспоминаний Евгения Бунимовича «Девятый класс. Вторая школа», артистично прочитанный Артёмом Блиновым: «Учитель литературы сперва заинтересовал меня разве что тем, что много курил, причём не как все, а через забавную трубочку...» Заманчивое начало — зрители уже вовлечены и смеются: искренность наивного героя, рассуждающего о том, как впервые признаваться в любви, моментально отозвалась в душах зрителей.
После чего актёр передал эстафету самому автору — Евгению Бунимовичу, прочитавшему три стихотворения. Первое — из цикла «Записки на полях старых тетрадей», с говорящим названием «Стихи учителя математики, написанные во время проведения контрольных работ». С 1982 года Е. Бунимович работал учителем и познал все горести и прелести школьного преподавания: «Я работаю в школе, которую сам сочинил — очевидно, сказалась привычка к дешёвым школярским обедам...» Второе стихотворение навеяно воспоминаниями о ковиде и самоизоляции, во время которой уличное пространство лирического героя было ограничено балконом — поэт заболел месяц назад, когда «это уже было неловко»:
студент на самоизоляции
сидит с топором
не выходит из каморки
дабы не заразить старуху-процентщицу...
Третье стихотворение из поэтической книги «Избранное», посвящённое Юрию Арабову, отличалось математической вольностью, развеянной по ночному пространству города:
ночью все кошки серы все города красивы
все странники оцифрованы все смыслы обречены...
На сцену вышел актёр Сергей Тонгур, с напором прочитавший отрывок Юрия Арабова о феномене Ленинградского рок-клуба, постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью», а также о связи эго и поэзии: «Не люблю мемуаров, поскольку, что бы ни вспоминал, всегда говоришь о себе любимом...»
С включившегося вдруг экрана зазвучал твёрдо и несгибаемо авторский стих в исполнении самого Юрия Арабова: «Я выбью зубы тебе, паскуда, || сгоню родню с лопухов и грядок!..» («Заклинание комара»).
Атмосфера смягчилась, когда Анастасия Шумилкина весело и непринуждённо прочла сатирический отрывок Леры Манович о тяжком бремени девочки, отправленной в музыкальную школу: «На первом занятии выяснилось, что, во-первых, моя учительница — злобная беременная тётка...» (рассказ «Как я перестала играть на скрипке»).
Когда Лера Манович, выйдя на сцену, подтвердила: «Добрый вечер. Да, правда — перестала», — зал зааплодировал. Писательница спокойным тоном прочла два стихотворения в той же стилистике — краткий верлибр «Толстой» об экскурсии в Ясную Поляну
…один маленький мальчик плакал и кричал,
что не хочет смотреть,
как жил великий писатель
и «Леруа Мерлен» («Жизнь моя проносится, звеня, как тележка с красками и тленом...»). Лера Манович добавила, что ей советовали работать на контрасте, поэтому автор прочла ещё два стихотворения, стилистически выбивающихся из предыдущих плотной образностью и надрывом — «Из контурной карты изъята...» и «О главном».
Перетекая в тонкие материи, актриса Александра Белоглазова прочла отрывок из рассказа Ольги Седаковой «Угловая улица» о детском мозаичном восприятии бабушкиного очага — месте светлом и знакомом каждому («Я любила этот дом, как человека»).
Гармонично входя в созданный актрисой лирический настрой, на экране появляется Ольга Седакова и зачитывает под музыку стихотворение из цикла «Если это не сад» («Неужели, Мария, только рамы скрипят, только стекла болят и трепещут?»). Поэтесса голосом расставляет нужные акценты в своей привычной для зрителя манере — плавной и сдержанной.
Елизавета Рыжих темпераментно врывается в лирический поток с прозой Аллы Горбуновой (отрывок из книги "Лето"). Перемещаясь босиком по сцене или лёжа на полу, актриса энергично изображает говорящие части тела:
…ты можешь подслушать мысли ноги, мысли руки, мысли
большого пальца, мысли каждой молекулы, каждого атома...
Вдруг к ней присоединяются другие актёры — под созданный ими ритм и таинственное мычание, напоминающее индейские мотивы, актриса изображает ведьму-заклинательницу.
Алла Горбунова, напротив, прочла стихотворения более тяжеловесные, свинцовые, напоминающие переплетённые между собой, как косы, скандинавские сказания — «Слёт экстрасенсов на небесах» и «Кукушкин мёд»:
…вот ты пришёл, давай кукушкин мëд
а ты в ответ: вот боль моя и слëзы...
Наталия Житкова меняет общую тональность вечера отрывком из рассказа Анны Аркатовой «Три дня блондинки»: «В выходной день самое главное — выйти из дома. И не то чтобы как можно раньше, а просто хотя бы выйти. Мусор вынести, например, или лук купить внизу». Легкое натуралистическое бытописание исподволь дополняется философскими надстройками. Так же и читается — свободно, раскованно.
Анна Аркатова, с улыбкой встав из-за стола, подходит к микрофону и зачитывает четыре рельефных стихотворения «Встреча», «Кино», «Субботнее, кажется, утро…» и «Сад»
Мы гугукаем
как совы,
Как немая и немой.
Это слива? Это слово.
Это счастье боже мой.
Автор перекатывает слова, как игрушечные шарики — выпуклые, как лингвистический калейдоскоп.
Поэтессу сменяет Евгений Токарев — актёр драматично, с возрастающим накалом зачитывает главу из романа Дмитрия Данилова «Горизонтальное положение», периодически снижая напряжение интонационно — давая зрителям перевести дух («Выхино — довольно-таки отвратительное место. Два огромных рынка. На одном торгуют тряпьем, на другом — так называемыми продуктами»).
Затем на сцену выходит Дмитрий Данилов, продолжая читку того же романа, но в кардинально другой, выверенной тональности, соответствующей апатичному самоощущению героя («Ты — один из миллионов, капля в море, песчинка в пустыне. Взять и принять горизонтальное положение — так ведь проще»).
Плавно перешли к драматургии: Кирилл Щербина разыграл пьесу Алексея Паперного «Макет»: актёр вынес на сцену раздвигающийся пополам макет дома, вручил другому актёру плафон аки Луну и в традициях кукольного театра живо обыграл любовную драму — с использованием тряпочных человечков и игрушечной мебели. Периодически, отображая грозовые раскаты, то затихал, то вспыхивал сценический свет — так и в отношениях — от счастья к непреодолимому горю, от раската к раскату.
На экране появился сам Алексей Паперный — и заиграл меланхоличную «Скажи легко»:
То это дым
То это снег
С тобой навек
С тобой навек...
Егор Гордиенко прочёл отрывок из рассказа Дмитрия Воденникова «Бабушкина шкатулка» — герой, обнаружив, выбрасывает её вместе со всякой всячиной, но, предавшись воспоминаниям, возвращается и силится выцепить шкатулку из железной мусорной клетки. Интонационно артист раскачивается, как и сам текст — комедийное начало переходит в драматичный финал: герой ощущает невозвратность времени, человека, эпохи: «Ни окликнуть, ни прощения попросить, ни обнять перед вечной разлукой, ни из помойки вытянуть. Только эти колокольчики в мусоре, только эта музыка в снегу».
Дмитрий Воденников, в свою очередь, читает стихи из книги «Черновик», как бы утверждая невоскрешимость ушедшего и вечность настоящего: «Так что постарайтесь жить — по возможности — радостно, || будьте, пожалуйста, счастливы и ничего не бойтесь...»
Наталия Житкова и Евгений Шевченко, подытоживая, разыгрывают афористичные диалоги из хроник Виталия Пуханова о мальчике и девочке: «Один мальчик мечтал познакомиться с поэтами. Его отвели в грязный подвал, где он увидел кучку пьяных карликов, заикающихся, с трясущимися руками. Мальчик подумал, что его зло разыграли, и хотел убежать, но один карлик схватил его за руку и приказал ждать. Поэты стали читать стихи, и каждый превращался в прекрасного принца, или в мужественного воина, или в длинноногого путешественника, а мальчик смотрел завороженно и сказал: да, я знал, поэзия — это волшебство!» Млеющий зал отзывчиво хохочет, требуя продолжения, но вечер подходит к концу.
Виталий Пуханов завершает поэтический вечер концептуальными стихами об ономастике, Гагарине и Боге. Интонация автора однозвучно-напевная, обращённая одновременно ко всем и каждому:
В роковом испытательном полёте
Гагарин признался Серёгину:
"Я тогда видел Бога"
"Что, что?" — не расслышал Серёгин.
"Я тогда видел
Бога!" — повторил Гагарин,
Но они уже падали.
Участники проекта в который раз подтвердили: поэзия и проза как две стороны живого литературного мира не просто синтетичны, они равновелики. И, как выяснилось на четвёртом вечере «Поэзия. XXI век», могут сходиться в единой точке, называемой человеком.
Источник: https://godliteratury.ru/articles/2022/05/17/poeziia-i-proza-kak-atomy-chelovecheskogo-soznaniia
Тема вечера — «Поэзия время прозы». Актёры театра — Анастасия Шумилкина, Кирилл Щербина, Елизавета Рыжих, Евгений Токарев, Сергей Тонгур, Наталия Житковая, Евгений Шевченко, Александра Белоглазова, Егор Гордиенко и Артём Блинов озвучивали прозаические тексты современных поэтов — Виталия Пуханова, Ольги Седаковой, Дмитрия Данилова, Анны Аркатовой, Дмитрия Воденникова, Леры Манович, Евгения Бунимовича, Аллы Горбуновой, Юрия Арабова и Алексея Паперного. Самих же авторов не ограничивали: они могли прочесть в любом количестве как прозу, так и стихи.
Малый зал «Et Cetera» оказался набит — проект, созданный Ольгой Матвеевой и проводимый при поддержке ассоциации «Культурная инициатива», привлёк множество зрителей, особенно молодых — как громкими литературными именами, так и необычностью формата.
Композиционно вечер оказался построен так же, как и в предыдущие годы: вначале актёры читали прозаический текст поэта, далее звучало авторское исполнение. Причём некоторые актёры сразу начинали с декламации, озвучивая имя автора лишь в конце, так что зритель должен был угадывать, чей текст звучит со сцены, чью стилистику обыгрывают в данный момент актёры.
Это напоминало теннисный матч — актёры давали авторам подачу, те же, в свою очередь, возвращали «мяч» артистам.
На стыке авторского и актёрского рождалась истина: читки такого рода выявили не только разницу интонаций, но и взгляд на творчество авторов как бы со стороны. Оказалось, что прозаические тексты поэтов заметно отличаются от их же поэтических, как стилистически, так и тематически.
Открыл вечер юмористический отрывок из книги воспоминаний Евгения Бунимовича «Девятый класс. Вторая школа», артистично прочитанный Артёмом Блиновым: «Учитель литературы сперва заинтересовал меня разве что тем, что много курил, причём не как все, а через забавную трубочку...» Заманчивое начало — зрители уже вовлечены и смеются: искренность наивного героя, рассуждающего о том, как впервые признаваться в любви, моментально отозвалась в душах зрителей.
После чего актёр передал эстафету самому автору — Евгению Бунимовичу, прочитавшему три стихотворения. Первое — из цикла «Записки на полях старых тетрадей», с говорящим названием «Стихи учителя математики, написанные во время проведения контрольных работ». С 1982 года Е. Бунимович работал учителем и познал все горести и прелести школьного преподавания: «Я работаю в школе, которую сам сочинил — очевидно, сказалась привычка к дешёвым школярским обедам...» Второе стихотворение навеяно воспоминаниями о ковиде и самоизоляции, во время которой уличное пространство лирического героя было ограничено балконом — поэт заболел месяц назад, когда «это уже было неловко»:
студент на самоизоляции
сидит с топором
не выходит из каморки
дабы не заразить старуху-процентщицу...
Третье стихотворение из поэтической книги «Избранное», посвящённое Юрию Арабову, отличалось математической вольностью, развеянной по ночному пространству города:
ночью все кошки серы все города красивы
все странники оцифрованы все смыслы обречены...
На сцену вышел актёр Сергей Тонгур, с напором прочитавший отрывок Юрия Арабова о феномене Ленинградского рок-клуба, постановлении ЦК КПСС «О работе с творческой молодёжью», а также о связи эго и поэзии: «Не люблю мемуаров, поскольку, что бы ни вспоминал, всегда говоришь о себе любимом...»
С включившегося вдруг экрана зазвучал твёрдо и несгибаемо авторский стих в исполнении самого Юрия Арабова: «Я выбью зубы тебе, паскуда, || сгоню родню с лопухов и грядок!..» («Заклинание комара»).
Атмосфера смягчилась, когда Анастасия Шумилкина весело и непринуждённо прочла сатирический отрывок Леры Манович о тяжком бремени девочки, отправленной в музыкальную школу: «На первом занятии выяснилось, что, во-первых, моя учительница — злобная беременная тётка...» (рассказ «Как я перестала играть на скрипке»).
Когда Лера Манович, выйдя на сцену, подтвердила: «Добрый вечер. Да, правда — перестала», — зал зааплодировал. Писательница спокойным тоном прочла два стихотворения в той же стилистике — краткий верлибр «Толстой» об экскурсии в Ясную Поляну
…один маленький мальчик плакал и кричал,
что не хочет смотреть,
как жил великий писатель
и «Леруа Мерлен» («Жизнь моя проносится, звеня, как тележка с красками и тленом...»). Лера Манович добавила, что ей советовали работать на контрасте, поэтому автор прочла ещё два стихотворения, стилистически выбивающихся из предыдущих плотной образностью и надрывом — «Из контурной карты изъята...» и «О главном».
Перетекая в тонкие материи, актриса Александра Белоглазова прочла отрывок из рассказа Ольги Седаковой «Угловая улица» о детском мозаичном восприятии бабушкиного очага — месте светлом и знакомом каждому («Я любила этот дом, как человека»).
Гармонично входя в созданный актрисой лирический настрой, на экране появляется Ольга Седакова и зачитывает под музыку стихотворение из цикла «Если это не сад» («Неужели, Мария, только рамы скрипят, только стекла болят и трепещут?»). Поэтесса голосом расставляет нужные акценты в своей привычной для зрителя манере — плавной и сдержанной.
Елизавета Рыжих темпераментно врывается в лирический поток с прозой Аллы Горбуновой (отрывок из книги "Лето"). Перемещаясь босиком по сцене или лёжа на полу, актриса энергично изображает говорящие части тела:
…ты можешь подслушать мысли ноги, мысли руки, мысли
большого пальца, мысли каждой молекулы, каждого атома...
Вдруг к ней присоединяются другие актёры — под созданный ими ритм и таинственное мычание, напоминающее индейские мотивы, актриса изображает ведьму-заклинательницу.
Алла Горбунова, напротив, прочла стихотворения более тяжеловесные, свинцовые, напоминающие переплетённые между собой, как косы, скандинавские сказания — «Слёт экстрасенсов на небесах» и «Кукушкин мёд»:
…вот ты пришёл, давай кукушкин мëд
а ты в ответ: вот боль моя и слëзы...
Наталия Житкова меняет общую тональность вечера отрывком из рассказа Анны Аркатовой «Три дня блондинки»: «В выходной день самое главное — выйти из дома. И не то чтобы как можно раньше, а просто хотя бы выйти. Мусор вынести, например, или лук купить внизу». Легкое натуралистическое бытописание исподволь дополняется философскими надстройками. Так же и читается — свободно, раскованно.
Анна Аркатова, с улыбкой встав из-за стола, подходит к микрофону и зачитывает четыре рельефных стихотворения «Встреча», «Кино», «Субботнее, кажется, утро…» и «Сад»
Мы гугукаем
как совы,
Как немая и немой.
Это слива? Это слово.
Это счастье боже мой.
Автор перекатывает слова, как игрушечные шарики — выпуклые, как лингвистический калейдоскоп.
Поэтессу сменяет Евгений Токарев — актёр драматично, с возрастающим накалом зачитывает главу из романа Дмитрия Данилова «Горизонтальное положение», периодически снижая напряжение интонационно — давая зрителям перевести дух («Выхино — довольно-таки отвратительное место. Два огромных рынка. На одном торгуют тряпьем, на другом — так называемыми продуктами»).
Затем на сцену выходит Дмитрий Данилов, продолжая читку того же романа, но в кардинально другой, выверенной тональности, соответствующей апатичному самоощущению героя («Ты — один из миллионов, капля в море, песчинка в пустыне. Взять и принять горизонтальное положение — так ведь проще»).
Плавно перешли к драматургии: Кирилл Щербина разыграл пьесу Алексея Паперного «Макет»: актёр вынес на сцену раздвигающийся пополам макет дома, вручил другому актёру плафон аки Луну и в традициях кукольного театра живо обыграл любовную драму — с использованием тряпочных человечков и игрушечной мебели. Периодически, отображая грозовые раскаты, то затихал, то вспыхивал сценический свет — так и в отношениях — от счастья к непреодолимому горю, от раската к раскату.
На экране появился сам Алексей Паперный — и заиграл меланхоличную «Скажи легко»:
То это дым
То это снег
С тобой навек
С тобой навек...
Егор Гордиенко прочёл отрывок из рассказа Дмитрия Воденникова «Бабушкина шкатулка» — герой, обнаружив, выбрасывает её вместе со всякой всячиной, но, предавшись воспоминаниям, возвращается и силится выцепить шкатулку из железной мусорной клетки. Интонационно артист раскачивается, как и сам текст — комедийное начало переходит в драматичный финал: герой ощущает невозвратность времени, человека, эпохи: «Ни окликнуть, ни прощения попросить, ни обнять перед вечной разлукой, ни из помойки вытянуть. Только эти колокольчики в мусоре, только эта музыка в снегу».
Дмитрий Воденников, в свою очередь, читает стихи из книги «Черновик», как бы утверждая невоскрешимость ушедшего и вечность настоящего: «Так что постарайтесь жить — по возможности — радостно, || будьте, пожалуйста, счастливы и ничего не бойтесь...»
Наталия Житкова и Евгений Шевченко, подытоживая, разыгрывают афористичные диалоги из хроник Виталия Пуханова о мальчике и девочке: «Один мальчик мечтал познакомиться с поэтами. Его отвели в грязный подвал, где он увидел кучку пьяных карликов, заикающихся, с трясущимися руками. Мальчик подумал, что его зло разыграли, и хотел убежать, но один карлик схватил его за руку и приказал ждать. Поэты стали читать стихи, и каждый превращался в прекрасного принца, или в мужественного воина, или в длинноногого путешественника, а мальчик смотрел завороженно и сказал: да, я знал, поэзия — это волшебство!» Млеющий зал отзывчиво хохочет, требуя продолжения, но вечер подходит к концу.
Виталий Пуханов завершает поэтический вечер концептуальными стихами об ономастике, Гагарине и Боге. Интонация автора однозвучно-напевная, обращённая одновременно ко всем и каждому:
В роковом испытательном полёте
Гагарин признался Серёгину:
"Я тогда видел Бога"
"Что, что?" — не расслышал Серёгин.
"Я тогда видел
Бога!" — повторил Гагарин,
Но они уже падали.
Участники проекта в который раз подтвердили: поэзия и проза как две стороны живого литературного мира не просто синтетичны, они равновелики. И, как выяснилось на четвёртом вечере «Поэзия. XXI век», могут сходиться в единой точке, называемой человеком.
Источник: https://godliteratury.ru/articles/2022/05/17/poeziia-i-proza-kak-atomy-chelovecheskogo-soznaniia