Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

В театре «Et Cetera» поставили Брэдбери

Андрей Протасов
Телеканал "Культура" , 20.12.2007
 В театре «Et Cetera» все готово к премьере. Режиссер Адольф Шапиро поставил спектакль по знаменитому роману Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Это мрачная антиутопия о гибели книжной культуры. Рассказывают «Новости культуры».«Эпиграфом к роману, что тоже есть в тексте, который мы играем, взяты слова: "Если тебе дадут линованную бумагу, пиши поперек". По-моему настало время говорить», – говорит режиссер спектакля Адольф Шапиро. Он, как и американский фантаст, давно увидел в развитии цивилизации угрозу культуре. Режиссер очень хорошо помнит чувство стыда и унижения, когда в годы советской власти сам был вынужден сжигать запрещенную прессу. Сегодня сюжет книги Рея Брэдбери, по мнению режиссера, по-прежнему актуален. «Сжигание книги – это не физический акт, а символический, метафора. Метафора уничтожения культуры. Поэтому эта метафора стала еще острее и существеннее сейчас», – замечает Шапиро. Попытка исключить человека из реального мира и замкнуть его в искусственно созданном пространстве очевидна. На сцене одинокая женщина, вокруг нее только экраны телевизоров. Это одна из основных метафор постановки. «Книга перестает быть. Я имею в виду, книга как эстетический объект исчезает», – говорит художник Борис Заборов. По этой причине много лет назад известный живописец, скульптор и книжный дизайнер начал создавать книги, которые не горят. Тома, сделанные из бронзы, стали для него образом утраченной культуры. Сценографию к спектаклю, в котором будут гореть книги, создавал художник, который сам оформил не один десяток томов. Это тоже можно считать метафорой спектакля. На роль Гая Монтега – пожарного почувствовавшего произошедшую катастрофу, Шапиро пригласил своего друга и коллегу, эстонского актера и режиссера Эльмо Нюганена. Кроме того, для него было очень важно, чтобы эту роль сыграл актер, не растиражированный в многочисленных телесериалах. «Иначе он бы не мог играть. Он оказался бы в нелепой ситуации, как и все мы, потому что он должен вступить против насилия массовой культуры», – утверждает Шапиро. Несмотря на имидж буржуазного театра, «Et Cetera» в своих постановках стремится к определенной социальной позиции. В романе Брэдбери она очевидна. «Мы никого не обличаем, – говорят авторы спектакля, – а предупреждаем: фантастика, доведенная до абсурда, давно стала реальностью. Массовая культура воспитывает стереотипы мышления». «Главная задача – вывести человека в зале из душевной статики», – считает режиссер.