Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Просто Маруся
Ирина Алпатова
«Культура» ,
02.03.2012
Брусникина, актриса МХТ имени Чехова, режиссер и педагог Школы-студии МХАТ, уже который год занимается благородным делом — организует на столичных и провинциальных подмостках встречу литературы и театра. Ей удалось найти свою нишу и уверенно в ней обосноваться. Брусникина не похожа на других режиссеров, что при нынешней скудости постановочных откровений весьма важно. Впрочем, главным в каждом создании Брусникиной становится творческий мир писателя, всегда разный. Сюда кто-то может войти, как на хорошо знакомую территорию, а кто-то откроет его для себя впервые. Не секрет, что чтение сегодня — не самое популярное занятие у россиян. Театр кажется проще и доступнее. Со сцены в постановках Брусникиной звучала проза Виктора Астафьева и Людмилы Улицкой, Владимира Маканина и Виктора Пелевина, Евгения Попова и Михаила Шишкина. Транслируется прекрасными молодыми актерами, разбавленная «атмосферными» музыкальными вкраплениями тех времен, пластически-игровыми эпизодами. И кто знает, быть может, чья-то рука потом потянется к книге, чтобы не упустить только что открытый новый мир, населить его другими героями, иными историями. В Et Cetera Марина Брусникина пришла впервые. А вот повесть Васильевой «Моя Марусечка» уже ставила лет десять назад в новосибирском «Глобусе». Тот спектакль был успешным, побывал на многих фестивалях. Сегодня Брусникина признается, что отнюдь не занималась самокопированием. Ведь бывает так: перечитываешь дорогое тебе произведение, и оно вдруг открывается новыми гранями, начинают доминировать иные интонации и даже общий смысл сдвигается куда-то на новые территории. В Новосибирске история была более бытовой и разворачивалась в интерьерах небогатой квартирки. В Москве художник Екатерина Кузнецова предлагает пространство почти мифическое. Зеркальная гладь пола-озера засыпана песком. На «берегу» — громадный серый портал: что-то от полуразрушенной усадьбы, что-то от обшарпанного подъезда обычной многоэтажки. Рядом — обломки античных колонн и мраморные львы, оставшиеся от другой жизни. Ее уже нет — неведомое нам землетрясение покорежило привычный мир, порушило, затопило. А странный городок населен мифами: и Брежнев-то там гулял без охраны, и дочь его Галина «с длинными белокурыми волосами» в Марусечкин магазин захаживала. А в убогих подсобках звучит дивная оперная музыка, словно так и надо. И встреченный старик окажется похожим на Бога из Марусиного сна. Оттого и самая обычная жизнь Марусечки, пенсионерки-уборщицы в магазине, обретает притчевые очертания. История незатейливая, и само имя почти нарицательное. Всех похоронила Маруся, приемный сын в тюрьму попал по глупости, кладбище с дорогими могилками городские власти затопили — озеро сделали. Денег нет, семьи нет, счастья нет… А Марусечка меж тем упрямо радуется каждой мелочи, всем помочь кидается — полы помыть, массаж сделать, драчунов разнять. И потому в спектакле нет чернушной безысходности, убожества, сплошного «плача Ярославны», хотя привкус горечи, конечно, ощутим. Марина Брусникина одевает прозу в сценические одежды, словно бы иллюстрирует. Но в этих «иллюстрациях» угадывается личное отношение и режиссера, и актеров. Здесь даже нет одной Марусечки, как нет и этой «роли». Рассказать о ней доверено четырем актрисам — Анжеле Белянской, Антонине Березке, Наталье Житковой и Анастасии Поповой. Кто-то Марусю пожалеет, кто-то представит ее молодой и бодрой, кто-то позволит себе монолог «от первого лица». И сразу начинает казаться, что не одна это женщина, много таких, с похожими судьбами, с одинаковыми светлыми душами. Марусина история раскрашивается комедийными бытовыми подробностями. Те же актрисы, да еще Мария Скосырева — шумная Ольга, мать-героиня, да еще примкнувшие к ним актеры-мужчины (Сергей Давыдов, Максим Ермичев, Александр Жоголь и другие) изобразят то партсобрание, то «вокальную дуэль», то бесчисленные адюльтеры директора магазина. А следом, по контрасту, — какой-нибудь отчаянно горький монолог Маруси и пронзительная сцена ее нелепой смерти. Действо это немного затянуто. Но Марине Брусникиной как режиссеру-читателю жаль пропускать страницы.