Пресса
5:00
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2004
2003
2002
2001
2000
1999
1998
1997
1996
1995
1994
1993
0:00
Пожар в Et cetera
Алена Карась
"Российская газета" ,
28.12.2007
Предвкушение этой последней крупной предновогодней премьеры было волнующим. Мрачная футуристическая фантазия Рея Брэдбери "451 по Фаренгейту" рассказывает о мире, в котором главная каста страны - пожарники - существует только для того, чтобы находить и сжигать книги, где "топ-менеджеры" давно поняли, что власть телевизионного изображения, рекламы и консюмеризма - философии потребительского счастья - позволяет проделывать с человеческим сознанием любые манипуляции. Предложив повесть Брэдбери для одного из самых обласканных московских театров, Адольф Шапиро рисковал - лишь за несколько последних лет ее тема из футуристического ужастика превратилась в привычную реальность. Оттого среди главных своих задач в Петербургском ТЮЗе, которым он руководит с нынешнего сезона, Шапиро называет "противостояние агрессии массовой культуры". Оттого, быть может, в его новом спектакле в Et cetera нет никаких полутонов. Главного героя, который переживает кризис осознания, пожарника Монтега играет художественный руководитель эстонского Линна-театра (в котором Шапиро с таким наслаждением работает в последние годы) Эльмо Нюганен - простоватый, похожий на крестьянина, с сильным и диковатым темпераментом. Здесь он совсем не похож на себя самого, когда-то тонко и нежно игравшего чеховского Платонова. Даже его лирический дуэт с Девушкой (Мария Скосырева), которая открывает ему глаза на изуродованный "пожарниками" мир, - сделан резко, почти плакатно. И лишь тонкий луч света, сопровождающий в глубине кулисы ее прощальный поворот головы, заставляет на секунду сжаться сердце. В остальном - в блестяще-гламурных стеклярусных платьях на жениных подругах, в телевизионном глянце трех огромных экранов, в металлическом блеске пожарных костюмов и шлангов, наконец, в грубости сценарных ходов - Шапиро явно решил сыграть на поле противника, вступив в соревнование с создателями "Ночного дозора". Кстати, силы зла у него - как и у Тимура Бекмамбетова - представляет Виктор Вержбицкий. Он играет жесткого, циничного и умного Битти - начальника пожарного, а заодно и идеологического отдела фантастического государства, в котором до ужаса все похоже на наше. Контраст этому гламурному стилю составляет меланхолически-мудрый Сергей Дрейден, актер уникальной природы, обладатель органного диапазона чувств. Его старый еврейский профессор Фабер, запуганный книжник, из тех, кто позволил "пожарникам" спалить мозги и чувства своих сограждан, неотразимо действует на публику своим странным магнетизмом. Но ведь Шапиро и его использует здесь как краску, как особую интонацию - не более того...