28.08.2024
"Хочется побыстрее нашей победы…": Александр Калягин рассказал о новом сезоне «Et Cetera» и переживаниях за бойцов
Анастасия Плешакова ,
Комсомольская правда
10.06.2024
«В театре возможно все, кроме пошлости и скуки»
Дарья Долинина ,
"Комсомольская правда. Самара"
01.03.2024
Наталья Баландина: "Каждая роль - это подарок"
Татьяна Алексеева ,
Театральная афиша столицы
21.01.2024
Новости культуры с Владиславом Флярковским: режиссер Ичэнь Лю о премьере "Чайной"
Телеканал "Россия-Культура"
13.01.2024
Программа "Слушаем! Мужской разговор" на "Радио России" с участием Александра Калягина
Радио России
Пресса
2024
2023
2022
2021
2020
2019
2018
2017
2016
2015
2014
2013
2012
2011
2010
2009
2008
2007
2006
2005
2002
2001
2000
1999
спектакль «#ОСТОРОЖНОБАСНИ» - Влад Маленко и Театр Et Cetera
Лариса Каневская
журнал "Мнение" ,
05.12.2020
Влад Маленко - интервью после премьеры «#ОСТОРОЖНОБАСНИ»
- Наконец, успешно завершилась очередная попытка выпустить, наконец, премьеру, которую все время срывал ковид…
- Да, это третья попытка выпустить спектакль: сначала мы пытались весной, но грянул гром средь ясного апрельского неба, потом была попытка осенью. Мы вновь бросаем перчатку этой гадости под именем пандемия. И хотим добротой, добрым и острым юмором разрезать эти тучи, чтобы люди увидели солнышко.
- Почему вы решили свой спектакль делать именно в «Et Cetera»?
- В театр «Et Cetera» мы пришли с моим другом выдающимся пианистом Борисом Березовским, которого все любят, а Александр Александрович Калягин любит особенно. «Боря, когда у вас ближайший концерт?» - спросил Сан Саныч, а Боря отвечает: «А давайте, я у вас сыграю…». Вот эта фраза заставила меня проснуться среди ночи и придумать город Калягинск, в котором будет улица Калягина, проспект Стуруа, бульвар Норштейна, тупик Березовского и т.д. Конечно, Сан Саныч, будучи хулиганом и творческим человеком, подхватил эту идею. Он очень любит эксперименты.
Получился вечер, в котором Боря играл на рояле, Калягин исполнял рэп, который я написал, а я, читал свои басни. Из всей этой каши-малаши возникла идея попробовать похулиганить с баснями. На наших российских площадках не припомню, чтобы кто-то когда-то это делал, и мы решили поэкспериментировать.
- Получается, что в спектакле «#ОСТОРОЖНОБАСНИ» нет драматургии, нет пьесы, как таковой, а есть литературная основа в виде цепочки басен?
- Самое трудное – найти театральный язык для мира, в котором главный герой - современная басня, ту определенную модель поведения, психофизику персонажей, которая бы соответствовала древнегреческому пафосу басни, как жанра. Для чего нужны басни при поступлении в Театральный институт? - Чтобы обнаружить в будущих студентах характерность, склонность к юмору, импровизации. А басни часто читают скучно. Мы решили поискать. Договориться о методах игры. Получилось у нас это или нет, можно будет понять, наверное, только к двадцатому спектаклю. Но уже сейчас понятно, что публике нравится.
- Вы использовали свои ранее написанные тексты? Или родили что-то новое?
- Конечно, и рождалось, и маралось, и подбиралось под голоса, под конкретных людей. И все это еще будет меняться. Я очень люблю своих артистов, они для меня похожи на буквы и слова, в хорошем смысле. И мне, как играющему режиссеру, интересно поупражняться. Помните, у Булгакова в «Театральном романе» у героя в болезненном воображении возникла коробочка, в которой начали ходить офицеры, появилась какая-то красивая дама? Вот и у меня также в голове, только вместо офицеров летают ворОны, роняют на головы лисицам сыр…
- Вы проводили актерский кастинг? Как вы набрали свою команду, ведь актеров у Калягина много, почему именно эта пятерка?
- Спасибо за этот вопрос. Мне какие-то красавицы отказали, я был ошеломлен, горько подумал, неужели теряю квалификацию? Потом услышал, как одна актриса объясняет, что просто не может решиться, боится непривычно нового. Так что в нашем проекте собрались те, кому это по-настоящему интересно. Потому что читать со сцены стихи - это пилотаж особый. А уж басни - высший пилотаж! Когда артист хочет играть, тогда все на сцене стоит, как надо!
Я ведь поначалу хотел изобразить приемную комиссию, чтобы за столом сидел один Калягин, а все артисты заходили по одному и читали басни, просто сделать им проверку на профпригодность, одним словом, я хотел все завязать на Сан Саныча, но потом мы решили попробовать справиться молодыми силами. Артистам пришлось трудиться, снабжать волей концы произнесенного слова!
- Вы намеренно сделали спектакль таким коротким?
- Да, я сторонник сжатого сценического времени, яркой одноактовки. Впрочем, буду не против , если во втором акте откроется занавес, а там вдруг… Борис Вадимович Березовский, мой чудесный друг, играет «Голубую рапсодию» Гершвина, а актеры летают под потолком и снег идет…
- В какой момент в артисте рождается режиссер? Без каких качеств личности режиссер не состоится?
- У меня не было никогда такой границы. Еще в институте театральном я много ставил. Это были сначала этюды, а потом работы побольше. Затем уже в Театре на Таганке целые куски спектаклей были на мне. Такая тайная договоренность с Юрием Петровичем Любимовым была. Ну, а когда все старики Таганки обратились ко мне с предложением сделать большую мистерию к 50-летию театра, то нужно было брать всю ответственность на себя. Это потом уже, когда лишние билеты спрашивали у вагона метро под землей на станции «Таганская», я понял, что победа случилась. Какие качества необходимы режиссёру? Пожалуй, главное все держать в голове, каждую мелочь. И при это стратегически мыслить вперед. Лидер должен быть с железной волей и горячим носом. Без любви ничего не выйдет. Но и палку на улице оставлять тоже не надо. Стимул необходим!
- Много веков подряд артистам не нужно было ничего, кроме сцены и текста. Как вы думаете, почему сегодня главной фигурой спектакля стал режиссер?
- Мне кажется, что в каких-то опытах возвращается вот та первозданная история… Но, все же, необходим тот, кто думает про стиль, видит целое, относится к актерам как к большим любимым детям.
Больше всего я люблю атмосферу студийности. Возможности создать такую атмосферу, при которой артистам как детям хочется творить, играть, приносить что-то постоянно.
- У вас достаточно много действующих проектов, в том числе Театр поэтов, в котором вы сам себе голова. Зачем вам связываться с драматическим театром, да еще и репертуарным?
- Себя всегда надо проверять. Сверять часы с другими, получать опыт. И потом, театр - территория особой любви. В свое время, у меня было по 25-30 спектаклей в месяц. Я просто жил в театре. Домой редко попадал и все время что-то придумывал, придумывал, не давал покоя ни себе , ни другим.
Параллельно со спектаклем «ОСТОРОЖНОБАСНИ» я со своей командой придумал и предложил городу сквер и квартал поэтов, сделал несколько выставок в Есенин-центре, издал книгу, несколько медийных проектов запустил, очередной большой наш Филатов фест прошел, где я - художественный руководитель, ну и еще примерно десять удочек моих у берега находятся с закинутыми лесками и крючками. Это я еще не говорю про основное свое дело - писать стишки по ночам… Мир сейчас такой, что без реактора нельзя, иначе останешься позади.
- Во время работы над спектаклем ощущали ли вы полную свободу творчества? Кто-то контролировал вас, помогал советом или делал замечания, или вы обошлись только своим личным внутренним цензором?
- Знаете, мы в свое время делали довольно смелую программу «Куклы». Интересная школа сатиры. А Таганка? Например, я делал пародии в спектакле «Высоцкий» и за двадцать лет ни разу не повторился. Мне самому было важно себя проверить на импровизацию, на запах сегодняшнего дня. Я патриотический бунтарь, поэтому, когда есть ценности, которые ты отстаиваешь, то само чувство стиля, вкус - это твои цензоры.
- Почему вы в названии предупреждаете, что с баснями надо быть осторожней? Вроде бы больно острых в спектакле не было, не порежешься… или это предупреждение актерам и самому себе?)
- У Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». Мрачная такая… Там оба героя падают в ад. А потом разбойника отпускают, поскольку он раскаивается, а сочинитель спрашивает: «Господи! А я? Он убивал, а его отпустили! А я не убийца, но остался здесь!» И ему отвечают: «А тебя еще читают…»
- Наконец, успешно завершилась очередная попытка выпустить, наконец, премьеру, которую все время срывал ковид…
- Да, это третья попытка выпустить спектакль: сначала мы пытались весной, но грянул гром средь ясного апрельского неба, потом была попытка осенью. Мы вновь бросаем перчатку этой гадости под именем пандемия. И хотим добротой, добрым и острым юмором разрезать эти тучи, чтобы люди увидели солнышко.
- Почему вы решили свой спектакль делать именно в «Et Cetera»?
- В театр «Et Cetera» мы пришли с моим другом выдающимся пианистом Борисом Березовским, которого все любят, а Александр Александрович Калягин любит особенно. «Боря, когда у вас ближайший концерт?» - спросил Сан Саныч, а Боря отвечает: «А давайте, я у вас сыграю…». Вот эта фраза заставила меня проснуться среди ночи и придумать город Калягинск, в котором будет улица Калягина, проспект Стуруа, бульвар Норштейна, тупик Березовского и т.д. Конечно, Сан Саныч, будучи хулиганом и творческим человеком, подхватил эту идею. Он очень любит эксперименты.
Получился вечер, в котором Боря играл на рояле, Калягин исполнял рэп, который я написал, а я, читал свои басни. Из всей этой каши-малаши возникла идея попробовать похулиганить с баснями. На наших российских площадках не припомню, чтобы кто-то когда-то это делал, и мы решили поэкспериментировать.
- Получается, что в спектакле «#ОСТОРОЖНОБАСНИ» нет драматургии, нет пьесы, как таковой, а есть литературная основа в виде цепочки басен?
- Самое трудное – найти театральный язык для мира, в котором главный герой - современная басня, ту определенную модель поведения, психофизику персонажей, которая бы соответствовала древнегреческому пафосу басни, как жанра. Для чего нужны басни при поступлении в Театральный институт? - Чтобы обнаружить в будущих студентах характерность, склонность к юмору, импровизации. А басни часто читают скучно. Мы решили поискать. Договориться о методах игры. Получилось у нас это или нет, можно будет понять, наверное, только к двадцатому спектаклю. Но уже сейчас понятно, что публике нравится.
- Вы использовали свои ранее написанные тексты? Или родили что-то новое?
- Конечно, и рождалось, и маралось, и подбиралось под голоса, под конкретных людей. И все это еще будет меняться. Я очень люблю своих артистов, они для меня похожи на буквы и слова, в хорошем смысле. И мне, как играющему режиссеру, интересно поупражняться. Помните, у Булгакова в «Театральном романе» у героя в болезненном воображении возникла коробочка, в которой начали ходить офицеры, появилась какая-то красивая дама? Вот и у меня также в голове, только вместо офицеров летают ворОны, роняют на головы лисицам сыр…
- Вы проводили актерский кастинг? Как вы набрали свою команду, ведь актеров у Калягина много, почему именно эта пятерка?
- Спасибо за этот вопрос. Мне какие-то красавицы отказали, я был ошеломлен, горько подумал, неужели теряю квалификацию? Потом услышал, как одна актриса объясняет, что просто не может решиться, боится непривычно нового. Так что в нашем проекте собрались те, кому это по-настоящему интересно. Потому что читать со сцены стихи - это пилотаж особый. А уж басни - высший пилотаж! Когда артист хочет играть, тогда все на сцене стоит, как надо!
Я ведь поначалу хотел изобразить приемную комиссию, чтобы за столом сидел один Калягин, а все артисты заходили по одному и читали басни, просто сделать им проверку на профпригодность, одним словом, я хотел все завязать на Сан Саныча, но потом мы решили попробовать справиться молодыми силами. Артистам пришлось трудиться, снабжать волей концы произнесенного слова!
- Вы намеренно сделали спектакль таким коротким?
- Да, я сторонник сжатого сценического времени, яркой одноактовки. Впрочем, буду не против , если во втором акте откроется занавес, а там вдруг… Борис Вадимович Березовский, мой чудесный друг, играет «Голубую рапсодию» Гершвина, а актеры летают под потолком и снег идет…
- В какой момент в артисте рождается режиссер? Без каких качеств личности режиссер не состоится?
- У меня не было никогда такой границы. Еще в институте театральном я много ставил. Это были сначала этюды, а потом работы побольше. Затем уже в Театре на Таганке целые куски спектаклей были на мне. Такая тайная договоренность с Юрием Петровичем Любимовым была. Ну, а когда все старики Таганки обратились ко мне с предложением сделать большую мистерию к 50-летию театра, то нужно было брать всю ответственность на себя. Это потом уже, когда лишние билеты спрашивали у вагона метро под землей на станции «Таганская», я понял, что победа случилась. Какие качества необходимы режиссёру? Пожалуй, главное все держать в голове, каждую мелочь. И при это стратегически мыслить вперед. Лидер должен быть с железной волей и горячим носом. Без любви ничего не выйдет. Но и палку на улице оставлять тоже не надо. Стимул необходим!
- Много веков подряд артистам не нужно было ничего, кроме сцены и текста. Как вы думаете, почему сегодня главной фигурой спектакля стал режиссер?
- Мне кажется, что в каких-то опытах возвращается вот та первозданная история… Но, все же, необходим тот, кто думает про стиль, видит целое, относится к актерам как к большим любимым детям.
Больше всего я люблю атмосферу студийности. Возможности создать такую атмосферу, при которой артистам как детям хочется творить, играть, приносить что-то постоянно.
- У вас достаточно много действующих проектов, в том числе Театр поэтов, в котором вы сам себе голова. Зачем вам связываться с драматическим театром, да еще и репертуарным?
- Себя всегда надо проверять. Сверять часы с другими, получать опыт. И потом, театр - территория особой любви. В свое время, у меня было по 25-30 спектаклей в месяц. Я просто жил в театре. Домой редко попадал и все время что-то придумывал, придумывал, не давал покоя ни себе , ни другим.
Параллельно со спектаклем «ОСТОРОЖНОБАСНИ» я со своей командой придумал и предложил городу сквер и квартал поэтов, сделал несколько выставок в Есенин-центре, издал книгу, несколько медийных проектов запустил, очередной большой наш Филатов фест прошел, где я - художественный руководитель, ну и еще примерно десять удочек моих у берега находятся с закинутыми лесками и крючками. Это я еще не говорю про основное свое дело - писать стишки по ночам… Мир сейчас такой, что без реактора нельзя, иначе останешься позади.
- Во время работы над спектаклем ощущали ли вы полную свободу творчества? Кто-то контролировал вас, помогал советом или делал замечания, или вы обошлись только своим личным внутренним цензором?
- Знаете, мы в свое время делали довольно смелую программу «Куклы». Интересная школа сатиры. А Таганка? Например, я делал пародии в спектакле «Высоцкий» и за двадцать лет ни разу не повторился. Мне самому было важно себя проверить на импровизацию, на запах сегодняшнего дня. Я патриотический бунтарь, поэтому, когда есть ценности, которые ты отстаиваешь, то само чувство стиля, вкус - это твои цензоры.
- Почему вы в названии предупреждаете, что с баснями надо быть осторожней? Вроде бы больно острых в спектакле не было, не порежешься… или это предупреждение актерам и самому себе?)
- У Крылова есть басня «Сочинитель и разбойник». Мрачная такая… Там оба героя падают в ад. А потом разбойника отпускают, поскольку он раскаивается, а сочинитель спрашивает: «Господи! А я? Он убивал, а его отпустили! А я не убийца, но остался здесь!» И ему отвечают: «А тебя еще читают…»