Подписка на новости
Поиск по сайту
Обычная версия сайта
Заказ билетов:
+7 (495) 781 781 1
Пушкинская карта

МОСКОВСКИЙ ТЕАТР «Et Cetera»

Et Cetera

художественный руководитель александр калягин

главный режиссер Роберт Стуруа

Пресса

Счастливый билет Роберта Стуруа

Оксана Власова
«ТРИБУНА» , 20.06.2012
Участникам Международной летней театральной школы Союза театральных деятелей России повезло вдвойне. Мастер-класс для молодых актеров провели Александр Калягин и Роберт Стуруа. Молодые актеры дружно приветствовали мастеров долгими аплодисментами, а когда они стихли - Стуруа рассказал одну историю из своего детства: «Я родился в семье убежденных большевиков, благодаря рекомендации моего дедушки Вано Стуруа Иосиф Джугашвилли (Сталин) попал в партию. В семье долго хранилась раритетная запись стенограммы юбилейного 37-го съезда партии. Помню, я как-то мальчишкой решил послушать эти пластинки. Поставил одну — аплодисменты, поставил вторую — снова аплодисменты, и так все шесть пластинок - записи одних аплодисментов в честь товарища Сталина. Когда я услышал ваши аплодисменты, то вспомнил давнюю историю.» После этого режиссер продолжил: «Я не знаю, что вам буду говорить, поскольку бездарный педагог и когда преподавал, то больше брал, чем давал. Вы задавайте мне вопросы, а я буду цепляться за них как за соломинку». И тут же рассказал еще один случай из своей жизни: «Когда я был начинающим режиссером и должен был ставить свой первый спектакль в Театре имени А.С. Грибоедова в Тбилиси, мой педагог настрополил меня, будто первая репетиция самая важная и от нее будет зависеть отношение ко мне в театре. Я очень волновался, всю ночь писал свою вступительную речь. Пришел на встречу с труппой, в первых рядах сидели заслуженные артисты, а позади девочки - стажерки, и я почувствовал, что они на моей стороне. Рассказал о будущем спектакле, а потом спрашиваю: есть ли вопросы? Гробовая тишина. Вдруг одна из девочек поднимает руку и говорит: «Скажите пожалуйста, как вас правильно называть Рóберт Рóбертович или Робéрт Робéртович?» После этого рассказа участники театральной школы стали задавать кучу вопросов, в том числе по поводу творческих планов режиссера. Оказалось, что ближайшей своей задачей Стуруа считает постановку в театре «Et Cetera» современного французского автора алжирского происхождения Тарика Нуи. Это пьеса была впервые представлена на фестивале драматургов в «Любимовке». «Трагикомедия с элементами абсурда о конце света», - так охарактеризовал жанр будущего спектакля режиссер, премьера которого запланирована на конец сентября. Что же касается профессии режиссера, Стуруа ответил так: «Я вряд ли смогу сказать что-то конкретное по этому поводу. Вот, к примеру, сапожник шьет туфли, и ты можешь точно сказать: хорошую он шьет обувь или нет. Это ясное дело. Но у каждого из здесь сидящих, свой взгляд на театр и на режиссеру. Важно только одно: если ты не служишь театру — ничего не получится, а если служишь, то есть шанс получиться». Спросили мастера и о любимом драматурге. «Сама моя творческая судьба подсказывает ответ на этот вопрос: я поставил 19 спектаклей по пьесам Шекспира. И сейчас думаю зачем? Разве можно интерпретировать поэзию? Что мне особенно нравится в этом авторе — это то, что даже в самых простых, казалось бы, произведениях заложен глубокий смысл. Вот, к примеру, «Комедия ошибок» - вроде пустячок, а какая потрясающая идея в ней: мы не можем выбраться из ловушек нашего мышления, даже когда судьба дает шанс, мы его не видим», - ответил Роберт Стуруа. В конце встречи прозвучал философский вопрос: Что для вас самое ценное? Чем вы дорожите? - Помимо семьи, внуков, это быт честным и не изменять себе. Когда тебя спросят там наверху: Как ты жил? - Ответить на этот вопрос глядя прямо в глаза». В заключении, художественный руководитель Летней театральной школы СТД РФ Александр Калягин сказал: «Нашему театру очень повезло, что у нас появился такой выдающийся режиссер, как Роберт Стуруа. Это счастливый билет. Актер вообще вряд ли способен расти, если не встретит своего режиссера. Это взаимодополняющий процесс: великие актеры рождаются рядом с великими режиссерами и наоборот. Доверяйте режиссерам, слушайте их. Никогда не задавай вопросов, пока не возникнет сумасшедшее желание уточнить что-то, режиссера надо слушать, стараться выполнять его задачи. Анатолий Эфрос, с которым мне посчастливилось работать, любил повторять: «Я не люблю здоровых актеров, я люблю уставших актеров. Актеру нужно уметь наступать на горло собственного тщеславия». Закончился мастер-класс словами Роберта Стуруа: «Я вам очень завидую, такой Школы я никогда не видел. Будьте здоровы!»